Мурманск
9
-3 °C

На селе и так сойдет?

Звонок из Ловозера: «Вот вы, журналисты, любите приезжать к нам на саамские праздники - они у нас красивые, с оленями, национальными песнями. И правильно, что приезжаете. Только другая сторона жизни остается за кадром. Вы знаете, что в Ловозере закрыта бо
06.03.2008, 15:50
18

Звонок из Ловозера: «Вот вы, журналисты, любите приезжать к нам на саамские праздники - они у нас красивые, с оленями, национальными песнями. И правильно, что приезжаете. Только другая сторона жизни остается за кадром. Вы знаете, что в Ловозере закрыта больница, вернее стационар? А лор-врача нет даже в Ревде. Как вырастить ребенка без такого специалиста? К сожалению, советами Малахова по телевизору не обойдешься, если что-то серьезное с малышом. А взрослые? Не приведи господь заболеть: до Ревды добраться непросто, автобусы ходят редко, да и дороговато, а ведь бедные люди болеют чаще. Но хвори заставляют в больницу ехать, приходится и частным транспортом пользоваться. Куда денешься-то? Рентген и УЗИ тоже только в Ревде. Такое чувство, что на нас махнули рукой - доживайте, как сможете».

Лечат, как могут

С транспортом в этих местах действительно плохо, испытано на себе. Поселки - горняцкая Ревда с почти 9 тысячами населения и оленеводческое Ловозеро, где 2,9 тысячи жителей, - расположены в 28 километрах друг от друга. А инфраструктура здравоохранения общая.

Люди вспоминают, что в советские времена стационары были в том и другом населенном пункте. Потом построили новую больницу в Ревде, кстати, достраивали объект и вводили в эксплуатацию уже в лихие перестроечные годы. Продиктованный сверху переход на страховую медицину понудил к жесткой экономии: содержать два стационара оказалось нерентабельно. Пришлось здорово поджаться в расходах - ловозерскую больницу, где работали около 200 человек, закрыли. Итогом реформаторства стала Ловозерская центральная районная больница, расположенная «на центральной усадьбе», в поселке Ревда. Здесь поликлиника и стационар на 80 койкомест, в Ловозере осталась лишь поликлиника. Узкие специалисты - хирург, гинеколог и другие - обслуживают оба поселка, выезжая в Ловозеро дважды в неделю.

Чтобы узнать, чем богата ЛЦРБ, я попробовала взять в регистратуре талончик к эндокринологу. Оказалось, такого специалиста нет. Нет и уже упомянутого лор-врача. Правда, позже мне объяснили, что эндокринолог и пульмонолог больнице не положены «по рангу» - в случае необходимости пациентов направляют в Мурманск. Ну а лор, равно как и другие доктора, не горят желанием ехать в тьмутаракань, тем более что заманивать специалистов особенно-то и нечем, кроме жилплощади. Квартиры здесь в достатке, кстати, совсем дешевые, после того как многие горняки уехали на Оленегорский ГОК работать на «подземке».

- Постоянно приглашаем специалистов через «Медицинскую газету». Кроме того, главврач Виктор Николаевич Мизернюк добился, чтобы мы направляли на учебу в медицинские вузы своих выпускников. Но девчонки выходят замуж и не возвращаются, - пожаловалась Кермен Ноздрюхина, заведующая поликлиникой в Ревде. - Ищем, зовем. Вот приехал молодой хирург, потом ушел в армию и остался в военной медицине, там заработки больше. Правда, сейчас у нас работает, кстати, очень хорошо, молодой анестезиолог-реаниматолог Екатерина Буркова. Она приехала по приглашению в газете.

Что же, история, до боли знакомая всем провинциальным лечебным учреждениям. Остается уповать на старые кадры. В ЛЦРБ есть свой «золотой фонд» - люди, проработавшие десятки лет. Например, невролог Елена Демидова заботится о здоровье земляков уже 42 года. Выпускницей Саратовского мединститута приехала Елена Ивановна в эти края вместе с мужем-горняком - да так поныне и трудится.

Помимо невролога в больнице практикуют окулист, два гинеколога, столько же педиатров и стоматологов, четыре участковых терапевта, в том числе общей практики, хирург, рентгенолог и нарколог. Да еще дерматолог в декретном отпуске. Сельские медики - они ведь сродни земским врачам, которые в старой России лечили пациентов от всего. Жизнь заставляет нынешних эскулапов глубинки учиться и переучиваться на курсах, чтобы расширить свою компетенцию. Хотя справедливости ради признаемся, что врач общей практики не заменит сегодня всю медицину.

В ревдинской больнице мне показали современную рентгеновскую аппаратуру, по национальному проекту пришел аппарат УЗИ. Еще по дороге в больничный городок я обратила внимание на необычный автомобиль, а в вестибюле - на очередь из женщин. Как оказалось, то были «рентгенологи-передвижники» из Мурманска: десять дней они проводили маммографическое обследование ревдинских женщин, выезжали и в Ловозеро.

- Это у нас впервые, - отметили местные доктора. - Очень полезное нововведение. Ведь нашим пациенткам приходилось ездить на обследование в областную больницу. А это хлопотно и дорого, не каждая женщина может себе позволить.

- Мы принимаем пациентов из Ловозера, они лечатся в стационаре по направлению врача. Больница-то ведь общая для всех жителей района. Мы стараемся помочь всем и понимаем, что ловозерцам труднее, - заверили ревдинские медики.

Медицина должна быть экономной

В гардеробе ловозерской поликлиники моя курточка оказалась в одиночестве. Тишина, ни души.

- Врачи из Ревды принимали вчера с утра, а сегодня был утренний прием у наших, - объяснила Валентина Сюткина, здешняя хозяйка, по должности - заместитель главврача ЛЦРБ.

Толкуем с ней о житье и медицине:

- Стационар пришлось закрыть не потому, что «плохой» главврач так решил. Нужда заставила, - признает доктор. - При советской власти здесь такая больница была! Вот люди и вспоминают то время. И я тоже... Ну а сейчас должны жить по средствам - стационар нам не полагается. Как говорится, по одежке протягивай ножки.

- Валентина Васильевна, ваши односельчане недоумевают, куда делось оборудование, аппарат УЗИ, переданные норвежским Красным Крестом?

- Да бог с вами, это когда было. Та аппаратура давным-давно устарела и морально, и физически. А мебель - так вот она стоит.

В нашей беседе о больничных делах я вижу перед собой не только и не столько администратора - для своих пациентов она еще и односельчанка, которая переживает за земляков.

- У нас в поликлинике работают очень терпеливые и ответственные люди, - говорит доктор. - Здесь трудятся врач общей практики, педиатр, невропатолог, фтизиатр, приезжают из Ревды хирург и гинеколог. Для сельской поликлиники это совсем неплохо. А вот в смысле оснащения... Закрыт рентген-кабинет, не работает флюорография - ждем ремонтников. УЗИ тоже только в Ревде.

За год в ревдинский стационар по медицинрким показаниям были госпитализированы 494 жителя Ловозера. С экономической точки зрения содержание сельской больницы для такого количества больных нерентабельно, прямо-таки деньги на ветер. А дорожные расходы небогатых селян считать не принято.

- Ой, доченька, да разве наездятся люди в Ревду-то? - попеняла мне ловозерская бабушка Людмила Ивановна Чуракова. - Ладно мы еще ковыляем с божьей помощью, а кто немощен? Сколько стариков дома болеют, в своей-то больнице с радостью полечились бы, от слова доброго и то легче бывает нам, старикам. Ужто не заслужили небольшой больницы в поселке? Видно, не хотят на нас тратиться - дорого, говорят, будет...

- А родным как навестить больного в Ревде? Да никак. А на одних больничных харчах, сами знаете, не поправишься. Что и говорить, худо, худо стало, - добавляет другая пожилая ловозерка, Надежда Васильевна Коварнина.

Сор из избы...

В отличие от медицины, чем глубже в лес, тем больше начальства - результат реализации закона о местном самоуправлении. Радует хотя бы факт плюрализма чиновников в отношении к прошениям и жалобам граждан. Так, глава поселковой администрации Светлана Пидгаецкая разделяет чаяния земляков, считая нынешнее положение с медицинским обслуживанием в поселке недопустимым. Заместитель главы района Тамара Медведева предпочитает не выносить сор из избы. На мою просьбу разрешить ознакомиться с заявлениями ловозерцев по поводу отсутствия рентгена и «флюшки» она отодвигает бумагу со словами: «Не стоит». А о том, что в Ловозерской поликлинике нет УЗИ, Тамара Николаевна, похоже, узнала от меня...

Смешная и нелепая у нас жизнь. На чиновников денег не жалко, а как насчет больницы для села - такими становимся экономными, так копейку считаем! Отчеты выходят гладкими: нерентабельную больничку закрыли, дебет с кредитом сошелся. Бал правит исключительно экономическая целесообразность. Так рискуем докатиться, что рентабельными станут только морги. Впрочем, в Ловозерье и тут проблемы. «Вестник» недавно писал об этом.

Заместитель главы района по социальным вопросам долго рассуждала о мифах и реальности медицинских проблем в Ловозере, о протоколах и возможных намерениях, предстоящих (!) подсчетах цены вопроса. Что можно возразить против убойного аргумента «нет денег»? Разве что пожалеть людей, которые взывают о помощи... Стоп! Может, все же надо решительнее отстаивать интересы земляков, а не прятать жалобы, как что-то порочащее местный уклад жизни? Тамара Николаевна сама рассказала, что, когда губернатор увидел состояние школьного бассейна, решение было принято молниеносно: к следующему сентябрю отремонтировать, область поможет!

Разве виноваты ловозерские бабульки, что зажились на этом свете, а дети - что родились в заполярной глубинке? Их, наоборот, беречь надо - все богатыри родом из сел да деревень. Кто, в конце концов, будет реализовывать план Путина, в котором красной строкой - о сохранении нации? «В свете последних директив» здравоохранение должно быть не только экономным, оно просто должно быть.

 

«Мурманский вестник»

Татьяна ПОПОВИЧ