Сегодня утром на причал у мурманского морского вокзала на вечный прикол был поставлен атомный ледокол «Ленин». Это судно было заложено в 1956 году. «Ленин» стал первым в мире атомным ледоколом. Эксплуатацию «Ленина» прекратили в 1989 году после чернобыльской катастрофы.
Некоторые крупные российские СМИ сегодня сообщили, что на ледоколе не было ни одной аварии за время его эксплуатации. Однако экологи придерживаются другого мнения.
- Один из федеральных телеканалов вводит миллионы зрителей в заблуждение, - говорит Виталий Серветник, председатель экологической организации "Природа и Молодежь". - Ни военный, ни мирный атом не являются безопасными, аварии случаются и на кораблях, и на лодках, и на АЭС, ядерные отходы образуются также на всех предприятиях атомной промышленности даже в безаварийном режиме, а экономическая составляющая атомпрома вообще не выдерживает никакой конкуренции.
Экологическое объединение «Беллона» ещё в 2001 году опубликовало 120-страничный доклад «Атомная Арктика: проблемы и решения», в котором рассказывается о двух авариях на ледоколе «Ленин». Первая авария произошла в 1965 году, а вторая — уже два года спустя. После второй аварии ледокол был отбуксирован в залив Цивольки на архипелаге Новая Земля, где реакторная установка была снята с ледокола и затоплена в заливе.
Мы представляем вам для ознакомления выдержки из этого доклада.
«Первая авария случилась в феврале 1965 года, когда «Ленин» был поставлен на плановый ремонт и перезарядку реакторов. Во время выгрузки ОЯТ реактора №2 были обнаружены серьезные механические повреждения тепловыделяющих сборок, вплоть до отрыва части конструкций. На плавучую техбазу «Лепсе» выгрузили только 95 ОТВС после чего выгрузка была остановлена.
В процессе расследования причин деформации ОТВС было установлено — в результате ошибки, допущенной операторами, активная зона на некоторое время была оставлена без воды, что вызвало частичное повреждение (деформация в результате перегрева) примерно 60% тепловыделяющих сборок.
Было принято решение: оставшиеся 124 ОТВС выгрузить вместе с экранной сборкой и компенсирующей решеткой. Для этого в береговых условиях был изготовлен специальный защитный контейнер, в который поместили часть конструкции реактора вместе с ОЯТ. Содержимое контейнера заполнили твердеющей композицией на основе фурфурола.
Два года этот контейнер хранился на берегу и в 1967 году его погрузили на понтон, который отбуксировали к восточному побережью архипелага Новая Земля и затопили в заливе Цивольки.
Вторая авария на ледоколе произошла в 1967 году. После плановой загрузки свежего ядерного топлива в один из реакторов ЯЭУ ледокола, была зафиксирована течь из трубопроводов третьего контура (контур охлаждения оборудования первого контура). Для выяснения места протечки требовалось вскрытие биологической защиты в реакторном отсеке.Защита была изготовлена в виде сплошной заливки из бетона с металлической стружкой и не являлась разборной, поэтому работы выполнялись с помощью отбойных молотков. Это привело к тому, что в процессе работ были нанесены новые серьезные механические повреждения оборудованию реакторной установки. Вскоре стало ясно, что таким образом ликвидировать неполадки невозможно.
К этому времени уже появилась необходимость модернизации ЯЭУ, в конструкторских бюро был почти готов проект новой установки типа ОК-900. Неудачная операция по ремонту системы охлаждения стала одной из причин решения о полной замене ЯЭУ ледокола «Ленин». Требовалось удалить весь реакторный отсек, включая парогенераторы и насосы, весом около 3500 тонн.
На поврежденной установке ОК-150 один из реакторов уже был загружен свежим топливом. Было решено: извлечь все тепловыделяющие сборки, чтобы отправить свежее ядерное топливо на завод-изготовитель. Но внутренние и наружные поверхности сборок имели значительные уровни радиоактивного загрязнения, поэтому пришлось полностью разбирать все тепловыделяющие сборки на части из извлекать из них тепловыделяющие элементы (36 элементов в одной сборке). После этого элементы, содержащие необлученное ядерное топливо, дезактивировали в химических растворах, тщательно протирали и отправили на завод-изготовитель.
Из двух других реакторов также было выгружено ОЯТ на плавбазу «Лепсе». Внутренние полости реакторной установки ледокола заполнили твердеющей композицией на основе фурфурола. На корпусе судна и вокруг реакторной установки были сделаны необходимые разрезы и «Ленин» на буксире доставили в залив Цивольки (архипелаг Новая Земля).
Там провели окончательную подготовку к затоплению реакторной установки: в местах перемычек, на которых держалась вся конструкция, заложили взрывные патроны, после этого патроны были подорваны, конструкция отделилась от корпуса ледокола и затонула (глубина в заливе не превышала 40-50 метров)»