Мурманск
I
-5 °C

«Легенды мурманских дворов»: двор детства Игоря Калошина

Телекомпания ТВ-21 продолжает проект «Легенды мурманских дворов». Это серия сюжетов об истории нашего города, истории неофициальной. Пишут ее сами горожане. Сегодня с помощью почетного гражданина города Мурманска, строителя Игоря Яковлевича
15.09.2010, 20:55
100
Телекомпания ТВ-21 продолжает проект «Легенды мурманских дворов». Это серия сюжетов об истории нашего города, истории неофициальной. Пишут ее сами горожане. Сегодня с помощью почетного гражданина города Мурманска, строителя Игоря Яковлевича Калошина мы расскажем вам еще об одном из мурманских дворов.

 
Сейчас здесь расположена троллейбусная остановка, несколько крупных магазинов - словом, жизнь около дома № 70 на проспекте Ленина бьет ключом.
Почти 80 лет назад этот дом носил совсем другой номер и находился совсем на другой улице. Дом № 38 по проспекту Сталина появился благодаря инициативе наркома пищевой промышленности Анастаса Ивановича Микояна. Траловый флот в Мурманске только начинали создавать, а для того, чтобы привлечь командный состав на Север, необходимо было жилье. В самом начале 1936 года в только что отстроенную семиэтажку начали заселяться жильцы - приезжие из Архангельска, Одессы, Ленинграда - новоселье стало одним из самых ярких впечатлений для сына моряка Игоря Калошина. Тогда ему было 3 года.

 
После полугода, проведенного с тесной комнате деревянной гостиницы, в которой, помимо Калошиных, ютилось еще 3 семьи, микояновская квартира была настоящими хоромами с невероятными по тем временам удобствами - туалетом, ванной, огромными кухнями. Квартиры тут же обставлялись мебелью по указу наркома, снабжались всем необходимым, вплоть до кастрюль со сковородками. Тралфлотовцы зачастую приезжали в Мурманск с одним лишь чемоданом.

 
Двор жил одной большой семьей. Каждый день кто-нибудь уходил в море - на 12, а то и 20 суток, кто-нибудь возвращался - кого-то встречали, или провожали - все вместе. Жены оставались дома, работать в то время женщинам было негде, и они организовали женсовет - все дети постоянно были под присмотром. Но даже зоркий женсовет не мог уследить за детворой, когда в подвале дома обосновалась транспортно-хозяйственная дивизия.

 
Этот двор как будто притягивал к себе ребят со всей округи - первая в Мурманске асфальтовая дорога была проложены именно здесь. Игорь Калошин со своими приятелями - радиолюбителями проложили между тремя квартирами самодельный телефон, послушать голос соседей приходили целые экскурсии, ну, и самое главное, в каждом подъезде микояновских домов работало настоящее чудо техники - лифт.

 
В 70-ом доме такие лифты не сохранились, их уже заменили на современные, а вот в соседнем доме один из таких «старичков» еще жив. Тугая ручка, складные двери, решетка на шахте - все еще работает. Детей в лифт пускали только со взрослыми. В каждом подъезде на первом этаже на скамеечке сидела вахтерша - гонять сорванцов, вдруг лифт испортят. Но ребята набирались терпения и ждали, пока грозная тетенька отойдет по делам - и взмывали к 7-му этажу.

 
А оттуда можно было прямиком попасть на чердак, это были настоящие джунгли, причем довольно страшные. На чердаке было очень темно, и у дворовых мальчишек было своеобразное испытание на смелость - пройти весь чердак из одного подъезда в другой. Это испытание во многом помогло во время войны, когда приходилось скидывать с крыши зажигательные бомбы.

 
Весь Мурманск тогда болел футболом, болел по-настоящему. В каждом районе и дворе была своя футбольная команда. Петушинка боролась с «Портовиками», Жилстрой сражался с «Колонизаторами», а команда дома № 70 - «Тралфлотовец», вспоминает Игорь Яковлевич, давала жару и тем и другим. Ребята не то, что тренировались - просто жили футболом. Бывало, начинали играть после завтрака, а заканчивали ближе к ночи, со счетом, к примеру 102:96. Игорь Калошин уже тогда был заправским нападающим, правда, иногда это выходило боком.

 
Приходили в этот двор и не только ради футбола, лапты и казаков-разбойников. В этом доме жили капитан Егоров, капитан Бурков, капитан Хрусталев. Инженер-механик Левкин - один из первых почетных граждан города.

 
В начале войны двор опустел - семьи моряков эвакуировали. Капитаны практически все время проводили в рейсах. Тральщики стали сторожевыми кораблями. Но уже в 43-м году семьи тралфлотовцев вернулись домой.

 
Немецкие бомбы, которые тысячами бомбардировщики сбрасывали на город, почему-то пощадили этот дом. Ему досталось только одно серьезное попадание.

 
Бывало по 17 воздушных тревог в день - всех гражданских во время налетов уводили в городское бомбоубежище. Но и в этом ребята находили положительные моменты. В бомбоубежище были два больших кинозала.

 
Весь двор по-прежнему дружно встречал и провожал тралфлотовцев. Теперь, правда, из рейса возвращались не все, как, к примеру, капитан Хохлин...

 
После школы Игорь Яковлевич уехал учиться, а когда вернулся, двор уже начал потихоньку меняться. От трех больших арок в доме оставили одну - остальные превратили в гаражи. Во дворе уложили асфальт, и земля, на которой нападающий Калошин гонял мяч, стала выше на целый метр. Со временем укоротили даже ступеньки у подъездов, на старом снимке видно - на крыльце могла уместиться целая детсадовская группа, теперь оно стало короче едва ли не на треть. Игорь Яковлевич уже давно живет в другом доме и уже не знает всех обитателей этого двора наперечет, как знал и любил, и любит до сих пор жильцов и старый двор дома № 38 на проспекте Сталина...
Свои истории и предложения по проекту Мурманских дворов вы можете сообщить по телефону редакции ТВ-21 400-870 или по электронной почте: [email protected]