Все новости Мурманска
и Мурманской области
Он-лайн вещание8 (815-2) 400-870

Руднику быть

20:0720 июля 2012Просмотров: 2440

Уже через несколько дней состоится пуск первой очереди ГОКа «Олений ручей». На 2017 год планируется запуск подземного рудника Партомчорр. Как вывозить руду из самого сердца Хибин и при этом создать в горах национальный парк - ломают голову все - и бизнесмены, и чиновники, и экологи. Сложной дорогой, ставшей полем битвы сторон, прошли и проехали наши корреспонденты Наталья Соловьева и Борис Савельев.

ГОК Олений ручей. Самая большая стройка в Мурманской области. И помешать ей ничто не смогло. Уже сейчас возводится фабрика. Расширяется карьер, расширяют рудник, добывают и складируют руду. И это в любую погоду. Вот сегодня ветер в порывах достигает 30 м/с, идет проливной дождь, но тем не менее, работа кипит на всех объектах.

Что такое «Олений ручей» - это промышленный объект общей площадью около 220 гектаров. Это открытый карьер, в котором добывают апатит-нефелиновую руду, обогатительная фабрика, перевалочный терминал. Вот как будет выглядеть горно-обогатительный комбинат на финальной стадии строительства. Несколько корпусов фабрики, своя заправка, своя электростанция, полигон для твердых бытовых отходов, хвостохранилище. Работу на объекте ведут разные компании, в том числе финская. Иностранцев задействовали на важном с точки зрения экологии объекте - перевалочном терминале.

Кай Шехолм, директор по строительству: «Наш терминал является абсолютно экологической системой. Мы ее уже опробовали в Европе. Такие же терминалы мы строили в Хельсинки, на Балтике. Никогда не возникало проблем. На них установлена специальная система и концентрация пыли в воздухе не будет превышать допустимую норму».

Перегрузчик или, как его окрестили, апатитовоз - закрытая машина, чтобы не пылить содержимым кузова по округе. К терминалу подойдет железная дорога, переваливать по ней будут до 2 млн тонн груза в год. Сейчас монтаж фабричных цехов продолжается. За два года от пустыря в предгорьях Хибин возвели целый автономный промышленный объект. Итого «Северо-западная фосфорная компания» станет третьим предприятием Мурманской области, занимающимся разработкой ценнейшего сырья для производства фосфорных удобрений.

Станислав Слепнев, представитель генподрядчика : «Люди здесь работают круглые сутки на данном объекте, здесь порядка 150 человек, выходят и в ночную, и в вечернюю смену».

Безусловно, стройка находится под пристальным взором экологов. Не навредить природе уже не возможно. Но сократить воздействие на Хибины, на людей шансы есть. Например, предприятие внедряет систему хранения отходов, так называемых «хвостов» или пустой породы. Технологии вообще-то лет 10, но в Мурманской области ее от чего-то не применяли.

Михаил Гусев, директор кировского филиала СЗФК: «Хвосты будут в желеобразном состоянии. С тем, чтобы не было больших пляжей, которые пылят на второй фабрике. Это  бич Апатит. Когда ветер - пылят хвосты».

Первая очередь ГОКа заработает уже 24 июля. Но споры между бизнесменами и экологами разгорелись вокруг закрытого рудника в сердце гор - Партомчорра. Мало добыть руду, надо ее еще обогатить. Чтобы не строить еще одну фабрику в Хибинах, предприятие приняло решение сырье вывозить в «Олений ручей». Но какой дорогой? Ведь значительную часть Хибин должен в скором времени занять национальный парк. В правительстве области была создана даже рабочая группа, в которую вошли чиновники, депутаты, представители СЗФК, экологи, представители Кольского научного центра. Вот какой план представила «Северо-западная фосфорная компания».

Вариантов дорог четыре. Две из них - 70 км и 90 км - проходят по территориям заказников. 60 км дорога, через горы, но пересекает 22 реки и ореолы произрастания краснокнижных растений. Ну и разумеется территорию будущего парка. Четвертая дорога через Умбозерский перевал самая короткая - 42 км.

Ольга Борисенко, председатель комитета промышленного развития, экологии и природопользования Мурманской области: «Никаких работ еще нет, вы видите. Никакой вырубки нет. И сейчас будут проведены экологические изыскания, это как раз изыскания, направленные на поиск краснокнижных растений, чтобы понять, как повлияет эта дорога, которая может быть здесь расположена, на судьбу национального парка».

Комбинат положил глаз на кратчайший и наверное самый экономически выгодный вариант дороги. Что она представляет собой сегодня.

Мы двигаемся по маршруту экспедиций Арктик-трофи. Это старая дорога на рудник горы Куэльпорр до рудника Партомчорр, где планируют разработку, оттуда рукой подать. Когда-то через эти места по приказу Лаврентия Берии тянули дорогу от Хибин до Йоканьги. Понятное дело, разрешения у экологов не спрашивали.

В 70-е годы военные и геологи на Куэльпорре провели две операции под кодовым названием «Днепр», взорвали в недрах атомные бомбы. Эксперимент признали неудачным. Рудник после законсервировали. Сегодня здесь отдыхают туристы.

Дорога проходит по Умбозерскому перевалу, через три горные речки и одно озеро. В котором, в качестве компенсации за дорогу - бизнесмены планируют возродить рыбное стадо. Они же обещают не перегружать трассу, сделать ее максимально безопасной для животных, соорудить переходы.

И вроде обещания эти оптимистичные. И экологическая экспертиза еще не состоялась, а дорогу строить без нее нельзя. И действительно нет вырубки лесов. Но! Юридически не существует и национального парка Хибины. И опасения экологов можно понять, ведь все, чем стороны могут скрепить свой договор - это слова и обещания. Одних, что парк когда-нибудь здесь непременно будет, других - что дорогу проложат не просто в горах, а с учетом этого несуществующего пока парка.

Реклама
Читайте также
Комментарии