Мурманск
!
5 °C

Проект «Заповедник»: сёмга - от икринки до сеголетки

На Кольском полуострове десятки тысяч рек. В многих из них, в тех, что впадают в Баренцево и Белое моря, водится семга. С древних времен коренные жители – саамы, норвежские колонисты, русские поморы ловили ее, кормились и называли семгу «царской рыбкой».
30.06.2016, 20:11
369

На Кольском полуострове десятки тысяч рек. В многих из них, в тех, что впадают в Баренцево и Белое моря, водится семга. С древних времен коренные жители – саамы, норвежские колонисты, русские поморы ловили ее, кормились и называли семгу «царской рыбкой».

Каждый год атлантический  лосось заходит из северных морей в пресную воду, идет вверх по течению для того что отложить икру. А через год в речке появляется потомство, растет тут, а затем вновь скатывается в море для того, чтобы нагулять вес. А потом вновь возвращается в речку на нерест. И так продолжается раз за разом, из года в год, много миллионов лет.

Запасы рыбы в морях и океанах снижаются. И многие страны, например, наши соседи норвежцы, уже давно нашли выход - разведение рыбы в садках. Они уже завалили семгой всю Европу. В России рыбоферм пока немного. Но наши рыбоводы делают ставку на иные способы пополнения рыбных запасов - выращивание лосося из икры. И в этом деле они добились больших успехов.

В советские годы в на Кольском полуострове были 4 рыбоводных завода. Один в Тайболе – на реке Кола не пережил тяжелых 90-х – из-за недостатка средств закрылся. Но продолжают работать три – в Ковде, Кандалакше и Умбе. Ежегодно они выращивают из икринок сотни тысяч мальков и выпускают их в реки.

Каждый завод – это небольшой, но опытный коллектив рыбоводов. Традиции забора икры и выращивания молоди передаются  из поколения в поколение.

Стаж работы некоторых рыбоводов 40 и более лет. Александра Евгеньевна Бакулина о семге знает все. Всю свою жизнь она занимается воспроизводством атлантического лосося.

Ее рабочее место – река. Вот сейчас мы присутствуем на Коле, в районе поселка Магнетиты. Тут  расположены рыбоучетные заграждения. Большими сетями реку перегораживают. Время от времени рыбаки извлекают из сеток самых крупных особей – в определенной пропорции самок и самцов. Мелочь отпускают на волю.

Александра Бакулина,  рыбовод: «Нездоровая. Во-первых, чешуя должна быть без трещин, без потертостей».

При этом всю рыбу пересчитывают, замечают, сколько зашло в речку дикой семги, а сколько заводской, выращенной в прежние годы в икры. Определяют просто: у заводской срезан жировой плавник. Самых крупных особей помещают в садки, где они будут дожидаться осени.

А это уже осень, первый морозец, вода в реке вот-вот будет скована льдом. Дикая семга начинается нереститься. Самки сбрасывают икру, самцы тут же ее оплодотворяют.

Рыбоводам надо точно вычислить  - по температуре воздуха и воды, состоянию рыб – когда начнется этот процесс. В один прекрасный день наступает время дойки семги.

В палатке, расположенной на берегу реки, как в операционной, чистота, четкость  и быстрота движений.

Процесс искусственного нереста довольно прост. Сначала в тазу собирается икра нескольких самок.  Семгу доят осторожно, но стараются сделать это как можно быстрей.

Александра Бакулина,  рыбовод: «Она через неделю в нормальное состояние приходит, как у женщины животик потягивается, и она готова».  

Затем наступает дойка самцов. Тут сложней – не каждая рыба готова дать нужное количество семени.

Александра Бакулина,  рыбовод: «Так давайте самцов».

А дальше – дело техники. Икру и молоки надо смешать с водой. Наступает тот момент, когда происходит чудо зарождения жизни.

Уже через пару минут в каждой начнется сложнейший биологический процесс – затвердевшую икру помещают в воду набухать.

Александра Бакулина,  рыбовод: «Процесс кропотливый,  потому что есть такие стадии пошевелишь лоток и может пойти отход, чувствительность ..  к кислородному голоданию чувствительность».

Дальше остается только ждать – икра отправится на рыбоводный завод, где проведет всю долгую зиму.

Александра Бакулина,  рыбовод: «Семга – это медленно растущая рыба. Дальневосточный лосось быстрей растет, а семга медленно. За год он вырастает до двух с половиной граммов».

А это уже сам рыбоводый завод. Тут, в прохладном помещении  в абсолютной темноте  идет процесс вызревания икры. К весне, если все пойдет хорошо, из каждой икринки появится маленькая рыбка весом в десятую часть грамма.

День ото дня она будет набирать силы и к будущей осени станет двухграммовой сеголеткой.

В особом уходе мальки  не нуждаются - кушают по крошке в день. И так растут целый год. И лишь раз сеголеток тревожат - обрезают у мальков жировых плавничков.

Жировые плавнички обрезают чтоб пометить рыбу - чтобы потом знать: если с плавником, значит дикая, если без него - выращенная на заводе.

Александра Бакулина,  рыбовод: «Обязательно  чтобы были перчатки на руках, чтобы рыбка не получила ожог».

Труд нелегкий, две тысячи мальков за смену, 400 тысяч, за зиму. 

А по весне, в апреле - мае, семужье потомство отправляют в речку.

Первый выпуск проводят, обычно, когда лед на реках стоит – для этого либо ищут естественную промоину.

В контейнерах — температура плюс один градус по Цельсию, никакого света. Мальков сачками перегружают в ведра, аккуратно, чтобы ни одна рыбка не сбежала. Все вручную. Дальше мелочь переселяют в большие пластиковые пакеты, в которых оставляют необходимый запас воздуха.

Процедура выпуска – кульминация всего технологического процесса. Рыбок выпускают именно в ту реку, из которой были изъяты их родители, чтобы не изменять структуру популяции.

Но вот пригорело солнце, потекли ручьи и реки освободились ото льда. Для рыбоводов наступает еще один этап выпуска мальков.  Этим процессом руководит еще один ветеран Мурманрыбвода Елена Колосова.

Она трудится на Княжегубском рыбоводном заводе – за 40 с лишним лет.  Получается, что за это время она вырастила десятки миллионов хвостов атлантического лосося.

Выпускают рыбу в разные реки. В Колу -  больше, в мелкие речушки – поменьше.

В последние годы Мурманрыбвод по рекомендациям ученых Полярного научно-исследовательского института  рыбного хозяйства и океанографии зарыбляют малые реки, в которых поголовье семги пострадало от браконьеров.

Вот одна из таких рек – Средняя, она протекает вблизи Североморска.

Игорь Самохвалов, научный сотрудник ПИНРО: «Здесь обитает кумжа, но продуктивные возможности гораздо больше. Поэтому есть возможность выпуска и дополнительного выращивания семги».

Сергей Юдков, корреспондент ТВ-21: «Эту икру взяли осенью 2014 года в речке Кола, уже через полгода на свет появились мальки, вот сегодня годовики весят около 4 граммов».

Из рыбовоза по шлангу вместе с водой мальки  выливаются  в речку. Через несколько дней они освоятся  в этих заводях и на бурных перекатах, проживут тут  два-три года. После чего скатятся в море.

Игорь Самохвалов, научный сотрудник ПИНРО: «У семги хоминг возвращает ее в те места, откуда она скатилась в море, то есть непосредственно перед этим у нее формируется память  - запах реки, вкус».

Ученые внимательно следят, сколько рыбы возвращается в реку из моря на нерест, как много заводской.

Марина Семенихина, начальник отдела воспроизводства «Мурманрыбвода»:«Вы знаете, бывает такая пропорция, что из ста зашедших в ловушку, бывает и тридцать и сорок заводских. То есть для реки Кола видно, что заводская рыба заходит.

Ежегодно заводы «Мурманрыбвода» выращивают 800-900 тысяч мальков семги – и выпускают всю рыбу в речки Кольского полуострова. 

Дело это не легкое и недешевое.  Каждый малек обходится не в одну сотню рублей. Тут на помощь приходят крупные промышленные предприятия.

Кольская ГМК впервые участвует в таком проекте. Вклад предприятия в дело воспроизводства стада атлантического лосося – 55 887 мальков.

Евгений Курбатов,  зам. начальника управления научно-технического развития и  экологической безопасности Кольской ГМК: «Надеемся, что  они приживутся, переживут стресс,  нагуляют вес и вернутся в реки Мурманской области».

Да, речка Средняя не была богата рыбой. Но теперь  обитателей  прибавилось.

С каждым годом мальки будут крепнуть. А через пару лет решатся  отправиться в дальнее путешествие – в море. Там, в соленой воде, богатой планктоном, рыбка нагуляет вес, приобретет серебристую окраску.

А однажды  весной снова зайдет в речку. Именно в ту, в которую ее выпустили рыбоводы.    Так из года в год поддерживается поголовье атлантического лосося  - царской рыбы сёмги.