Мурманск
"
-4 °C

Журнал, написанный дореволюционной орфографией, но понятный для современного читателя. Как мы изволили «Ниву» обозревать (фото)

30.07.2016, 18:53
244

Журнал, написанный дореволюционной орфографией, но понятный для современного читателя. На его страницах можно найти произведения, которые стали школьной программой и портреты самодержца, написанные рукой знаменитой художницы, «Нестле» и «мерседес» публиковали рекламу в его выпусках. Знакомьтесь, журнал «Нива», 1913 год.

Интересной находкой поделился с нами один из посетителей сайта. На фотографиях, которые Алексей В. прислал, были изображены страницы дореволюционного журнала «Нива» от 1913 года. Слышали о нем? Наверняка, нет. А ведь в свое время тиражи издания били рекорды: в 1904 году журнал набрал 275 тысяч подписчиков.

Алексей В., посетитель сайта: «Впервые я натолкнулся на этот журнал в библиотеке одного из учебных заведений Мурманска. Я оказался там по воле случая. Мне на глаза попался необычный шкаф, я сразу понял, что он хранит что-то необычное». 

Экспертные мнения говорят, что такой успех знали лишь единичные иллюстрированные журналы продвинутых стран Европы: Англии, Германии и Франции. Для России, где 2-3 тысячи экземпляров считалось обычным показателем, тираж под 300 тысяч - это уже за гранью добра и зла. Так что «Нива» - своеобразный «эсквайр» дореволюционной России.   

Что же, не теряя времени, мы пробежались по его страницам (вернее, по их цифровым репродукциям, журнал-то ведь старый). Похоже, впервые за много лет мы с Алексеем стали его обозревателями. Кстати, чтобы соответствовать эпохе нам и имена пришлось переделать на старый лад.    

Алексѣй, обозрѣватель журнала: «Когда я открыл шкаф, то обратил внимание на старые, но хорошо сохранившиеся, как мне показалось, газетные вырезки. Я взял их и сразу же сделал заключение: в моих руках оказался старинный журнал! Внимание привлекла дата, которую я увидел на обложке: 1913 год. Недолго думая, я с интересом его изучил».     

Немного истории. Журнал «Нива» позиционировал себя как издание для семейного круга. Он был ориентирован, главным образом, на буржуазного и мещанского читателя. Крестьяне, обычно, не предавались удовольствию чтения «Нивы» по самой простой причине: к сожалению, не были обучены грамоте.

В журнале печаталось большинство известных литераторов того времени: Лев Николаевич Толстой, Фёдор Иванович Тютчев, Николай Семенович Лесков, Пётр Андреевич Вяземский. Знакомые имена? Сейчас произведения этих знаменитых писателей изучают уже со школьной скамьи, а во времена Николая Второго познакомиться с ними мог только избранный.   

В общем, «Нива» — один из наиболее распространённых журналов России начала 20 века. Изучая его, мы незаметно и неизбежно столкнулись с историей своего Отечества.

Сам язык, которым написана «Нива», точнее дореформенная орфография, позволяет без проблем читать и понимать о чем идет речь. Видя точки въ концѣ заголовковъ и букву «ять» въ словахъ, начинаешь представлять себя молодымъ бариномъ, изволившимъ познакомиться съ послѣдними извѣстіями.

Алексѣй, обозрѣватель журнала: «Язык, конечно, другой, но сразу понятно, что славянский. Он очень приятен для чтения, появляется большое желание произносить предложения вслух, почувствовать себя человеком того времени».

Мы также обратили внимание на длинные заголовки на первой полосе журнала. Сколько бы времени не разделяло нас, читателей «Нивы» прошлого и настоящего, наши интересы, похоже, не шли вразрез друг с другом.

Здесь встречается реклама знаменитых коньяков Шустова («Зубровка», «Рябина на коньяке», знаменитый «Рижский бальзам» - старинные рецепты семьи Шустовых), продукции компании «нестле» (вы знали, что швейцарцы когда-то выпускали муку?).

В крупном окошке размещена реклама средства для «рощения волос и избавления от перхоти». Ниже следует реклама пилюль от ожирения (похоже, проблема лишнего веса была актуальна уже в начале века), а еще на страницах можно встретить средство для идеального бюста, которое предлагали дамам-читательницам.

Кажется, подобные заголовки характерны и для современных изданий? 

Если говорить о рекламе: заманивающие слоганы, похоже, были не чужды газетчикам из Российской Империи: «Все мужчины сберегут время, деньги и нервы, если будут носить Endwell». Речь идет о подтяжках.

«Всякая дама может иметь идеальный бюст», гласит другой заголовок.

Слоганы кажутся чересчур прямолинейными и бесхитростными, но, похоже, компании-заказчики (как и издатели) уже тогда понимали, что небольшой текст помогает продвигать и продавать товар. 

Алексѣй, обозрѣватель журнала:  «Когда я прочитал пару страниц, то подумал о том, что интересы в то время были те же, что и сейчас: здоровье и красота, работа, культура. Конечно, наивный маркетинг того времени не идет в сравнения с продвинутыми возможностями, которые используют сейчас, но, на мой взгляд, суть не поменялась – необходимо было создать красивый образ  и продать его подороже».

Можно обратить внимание на то, что иностранные фамилии встречаются на каждом листе журнала: «Агентство Сюшар», «Гематоген доктора Гоммеля», «Курсы и бюро бухгалтерии В.А Хагельстрем», Юлий Генрих Циммерман рекламирует музыкальные инструменты.

А все дело в том, что Российская империя с удовольствием привлекала на службу иностранных специалистов.

Правовой статус иностранцев был законодательно закреплен еще при Петре Великом. Они подчинялись российским законам и обладали теми же правами, что и граждане Российской империи. 

Алексѣй, обозрѣватель журнала: «Судя по тому, что я увидел в журнале, страна была интернациональна и, несомненно, достаточно богата и развита. В России того времени европейцы были не редкостью. Конечно, Европа в то время уже уходила в тень Нового Света, но все еще продолжала быть локомотивом мировой экономики, а вместе с ней и Российская Империя, которая  обладала огромным потенциалом. Я считаю все это - очень интересные факты».

Кстати, если говорить об иностранцах в России, то в первую очередь стоит упомянуть…российского самодержца.

Дело в том, что царь Николай II, британский король Георг V и немецкий император Вильгельм II (тот самый человек, против которого Российская Империя будет воевать в Первой мировой войне) были… двоюродными братьями!

А дальше еще интереснее: кузены Ники и Джордж (российский и английский императоры) были так похожи, что на свадьбе будущего английского монарха многие гости обращались с поздравлениями к Николаю, а с вопросами о российской политике – к Георгу.

Конечно, такое обобщение может показаться чересчур общим, ведь речь в данном случае идет о монарших особах, за которыми простым смертным не угнаться. Однако, как бы ни были сильны узы крови, воспитание и культура, похоже, играют более важную роль.

Ведь не зря портреты императорской четы занимают всю страницу журнала – разве это не показатель почтения к первым лицам страны? 

Алексѣй, обозрѣватель журнала: «Мне понравились изображения царской семьи. Очень красивые и добрые портреты».

Кстати, если обратить внимание на фамилию художницы, которая писала картины венценосной семьи в журнале «Нива» (да, это были не фотографии), то выяснится, что мы снова прикоснулись к истории. 

Ее зовут Елена Самокиш-Судковская и она является ярчайшим представителем стиля модерн.  

Русская художница, её работы выставлялись вместе с полотнами мэтров русского искусства Верещагина, Шишкина, Репина. Елена Петровна много рисовала для журнала «Нива». После революции эмигрировала во Францию, где скончалась в 1924 году.

Казалось бы, один абзац, а в нем отражены жизнь и судьба и не только гениальной женщины, но и большей части русского дворянства, забвение которого началось в холодном феврале 17-го.            

Алексѣй, обозрѣватель журнала: «Думаю, в то время было не так много вариантов, откуда черпать информацию, ведь не придумали ни телевидения, ни интернета. В любом случае иллюстрации в журнале просто потрясающие, покупал бы только из-за них, точно».

Став обозревателями журнала «Нива», мы вспомнили ушедшую эпоху, стали ее вольными свидетелями и, кажется, приоткрыли для себя столетнюю завесу времени, отделяющую нас, читателей двадцать первого века от буржуазного читателя прошлого.

Мы увидели повседневную жизнь Российской Империи не с точки зрения учебников и историков, а с точки зрения интересов ее обывателей, пускай и не совсем рядовых.

Алексѣй, обозрѣватель журнала: «Насколько мне известно, журнал «Нива» - это единственное издание, где публиковал свои сочинения Лев Толстой. Говорят, что только из-за коммерческих целей. Значит, журнал покупали хорошо».