Мурманск
!
-3 °C

«Барнео-2017»: победа над снежной целиной. Летим к Северному Полюсу

И вот сейчас мы возвращаемся к главной теме выпуска. Экспедиция «Барнео-2017» началась. Через Мурманск - в высокие широты отправилась передовая группа парашютистов-полярников. Им предстоит построить сезонный аэродром и лагерь на дрейфующей льдине. Эльвира
27.03.2017, 20:03
227

И вот сейчас мы возвращаемся к главной теме выпуска. Экспедиция «Барнео-2017» началась. Через Мурманск - в высокие широты отправилась передовая группа парашютистов-полярников. Им предстоит построить сезонный аэродром и лагерь на дрейфующей льдине. Эльвира Серга и Константин Кабанец провожали их до самой макушки Земли. Смотрите их специальный репортаж.

Ещё не рассвело, но самолёт полностью готов к вылету. Двигатели запущены, ровно в 6 тяжёлый военно-транспортный ИЛ-76 поднимется в небо и возьмёт курс в высокие широты. Передовой группе полярников предстоит десантироваться у Северного полюса Земли и построить сезонный аэродром на дрейфующей льдине.

За четыре дня до вылета ИЛ-76 вертолётная группа из двух МИ-8 тоже начала свой путь к макушке Земли. Они двигаются из Подкаменной Тунгузки (Красноярский Край) с посадками в Туруханске, Игарке, Хатанге и на острове Средний. Прибыть в назначенное место вертолёты и самолёт должны одновременно. Командир вертолётной группы держит связь с лётчиками ИЛ-76, передаёт свои координаты. Десантировать людей и груз нужно будет точно в указанную точку. Её рабочее название «Жалюзи - 1». Операция многоходовая. В этом её и сложность, и уникальность одновременно. Как поведёт себя техника, не подведёт ли погода… Малейшее отклонение от курса может обойтись очень дорого.

Геннадий Гребенщиков, командир-инструктор воздушного судна ИЛ-76МД: «Сложнее конечно угадать с погодой и найти приличную поляну, чтобы все это разместить и сбросить не в какие-то там торосы или расщелины».

 С погодой в этом году повезло, в небе над Арктикой ни облачка, мороз небольшой, ветер в норме. Осталось найти подходящую льдину. ИЛ-76 со скоростью 500 км\ч приближается к Северному Полюсу.

Под нами Северный Ледовитый океан, одно из самых недружелюбных мест нашей планеты. Погода сурова и непредсказуема, ледовая обстановка нестабильна. Расстояния огромны, инфраструктуры нет. Все, на что может рассчитывать турист - это сезонный палаточный лагерь с печным отоплением и мастерство профессиональных спасателей. Но прежде, чем построить этот лагерь, передовой группе парашютистов придётся вначале выжить в этом белом безмолвии.

Александр Землемеров, спасатель отряда Центроспас, Москва: «Мы делаем это не первый год, нам нравится! У нас такая команда, с которой ничего не страшно. И это просто здорово!»

Григорий Корольков: «Дело не в страхе. Дело в том, что мы готовы к этому. Вот и всё».

Владимир Плигин: «Это сила притяжения Северного полюса! Вот такая она невидимая, но она есть!»

Сергей Кудрявцев, спасатель отряда Центроспас, Жуковский: «Каждому свое. Кому-то диван, кому-то Турция, он-инклюзив. Нам - вот это».

Они швартуют оставшийся груз к платформам так, будто на следующей остановке сойдут и отправятся в ближайшее кафе пить кофе. Ни тени усталости на лицах, хотя двое суток не спали, грузили платформы. Их 26, каждая - весом в тонну! Ни тени тревоги, хотя никто из них наверняка не знает, какой окажется именно эта экспедиция. В прошлом году, полосу пришлось построить целых четыре раза! Льдины все время давали трещины.

Роман Дементьев, авиационный спасатель, Смоленск: «Одинаковых не бывает экспедиций, чтоб было все одинаково, но мы знаем что мы там увидим: мы увидим белоснежную ледяную пустыню, зеленоватого цвета торосы, расколы льда, реки, белых медведей… Но у нас с ними договор, мы друг друга не трогаем. Они нас не трогают, мы их не трогаем. Ну, так хотелось бы».

В этом году в передовой группе 9 человек: 7 спасателей и творческий дуэт. Михаил Овчинников - оператор Первого канала, летит снимать документальный фильм к юбилею экспедиции Папанина. Стас Умнов - тандем-мастер, который доставит его на макушку земли.

Михаил Овчинников, оператор Первого канала: «На самом деле у меня была такая очень странная динамика страха. Когда мне сказали: поехали на Северный Полюс. Я такой: Вау! Круто! Северный Полюс! А когда начал понимать что это, как это будет, мне стало уже очень страшно. И прямо несколько дней, когда я прилетел в Мурманск, мне дня два было очень страшно каждую секунду, я испытывал ужас какой-то. А так как мы задерживались, то у меня этот страх перерос в какую-то уверенность, я со всеми познакомился и теперь уже вообще не страшно».

 Перед прыжком подгоняют подвесную систему, повторяют десятки раз отработанные движения, чтобы в решающий момент все сделать правильно. Десантироваться в тандеме на порядок сложнее, но у мастера больше 6,5 тысяч прыжков!

Стас Умнов, тандем-мастер: «В принципе, в принципе это глобально ни на что не влияет. Но если он сделает то, что я прошу, мне будет просто легче работать».

Здесь же, в походной кухне, уже закипает бульон. Рейс от Мурманска до Полюса и обратно занимает по времени 8 часов. Обед входит в обязательную программу полёта.

Виктор Рудя, старший борт-оператор ИЛ-76МД: «Авиация традициями сильна, поэтому конечно по сложившейся традиции первый рейс - солянку готовим как всегда».

Виктор Малышев, борт-оператор ИЛ-76МД: «Ребята заказывают, а когда и самому приходится. Ну экипаж у нас дружный, все помогают, одни картошку чистят, одни режут, одни варят - готовим все вместе!»

Роман в этом году без напарника, его друг, доктор и «арктический повар» по совместительству, Юрий Вавулов, в этом году не летит. Уважительная причина - ждет рождения сына Ванечки.

Кормить парашютистов на льдине в этом году будет Григорий Корольков, он же «Золотой голос Арктики», ребята говорят, знает все песни и может петь 6 часов без остановки. А кашеварить научился еще в юности, в геологических партиях.

Григорий Корольков, спасатель отряда Центроспас, Москва: «Вкусно готовить не умею, но, по крайней мере, питательно».

Обязанности доктора в этой экспедиции взял на себя врач-травматолог института им. Склифосовского Сергей Кейлин. Ему уже несколько раз доводилось принимать участие в таких экспедициях, в том числе и в передовой группе.

Сергей Кейлин, врач-травматолог института им. Склифосовского, Москва: «У нас есть средства для лечения ушибов и более тяжелых травм, которые, я очень надеюсь, не пригодятся».

Три часа полета позади, задачи уточнили. Самолет снижается и заходит по координатам на точку выброски груза. С высоты всего 300 метров над поверхностью Ледовитого океана должны уйти платформы. Их сбрасывают динамическим способом под определенным углом тангажа. Этой методикой владеют только военные лётчики России.

Для десантирования полярников самолет снова набирает высоту, теперь до 2,5 тысяч метров. Снижает скорость до 350.

Несколько минут остается до прыжка. И благодаря строителям Барнео, наш телеканал ТВ21 встретит свой юбилей 25 лет на высоте!

Снижение на парашюте займёт не больше 5 минут. В кабине лётчиков обстановка напряжённая, ждут подтверждения, что десантирование прошло успешно. Конечно, волнуются.

Геннадий Гребенщиков, командир-инструктор воздушного судна ИЛ-76МД: «Ну во-первых, задача достаточно непростая и сложная, и я хочу сказать, что не много желающих не нее на эту задачу».

Алексей Камчатов, командир воздушного судна ИЛ-76МД: «Второй сидит пилот, чтобы контролировать все, потому что очень низкие высоты, большие скорости и это все так скоротечно происходит… контроль нужен. Один - хорошо, а два лучше!»

Дмитрий Глаголев, руководитель департамента обеспечения авиационных и десантных работ экспедиционного Центра Русского географического общества: «Приземление благополучное, погода прекрасная. Два захода груза легли рядышком друг с другом. Их платформы с житьем-бытьем, водой-едой и палаткой - все рядышком, все прекрасно».

Геннадий Гребенщиков, командир-инструктор воздушного судна ИЛ-76МД: «Вертолетчики - у них вообще тихо там, погода хорошая, солнечная. Они сейчас заправятся, мы передали им координаты, и они часа через три где-то будут на той поляне, на которой мы выбросили передовую команду и снаряжение».

Первый этап экспедиции прошел штатно. На обратном пути никто не расслабляется, прямо в полёте разбирают монорельсы и монтируют вновь, но уже под большие платформы. Аналогов этой системе в мире нет.

Виктор Малышев, борт-оператор воздушного судна ИЛ-76МД: «Единственная в мире, потому что до сих пор у нас один единственный самолет, который предназначен для сброса грузов в автоматическом режиме. У американцев есть тоже похожий самолет, но они также грузы катают по роликам, но выкатывают их вручную. А у нас идет все со сбросом груза. Ну, то есть в автомате».

У экипажа ИЛ-76 впереди еще два рейса к макушке земли. В ближайшие дни нужно будет доставить еще 2 трактора, вторую группу людей и топливо. К началу апреля аэродром на дрейфующей льдине уже должен принять первый самолёт и начнётся оборудование сезонного лагеря «Барнео».

Дмитрий Глаголев, руководитель департамента обеспечения авиационных и десантных работ экспедиционного Центра Русского географического общества: «В этом году мы ждем в гости как всегда всех, с кем дружим, кто любит нас, кого любим мы, ну и вообще всех, кому интересен этот проект. Наука будет очень много отрабатывать всякие технологии, связанные с потеплением, температура соленой воды большой проект - в общем нормальная планомерная работа».