Мурманск
!
5 °C

Старший вице-президент «Норникеля» рассказала об идее создания проекта «Освоение Севера. Тысяча лет успеха»

19.05.2017, 10:43
22

Старший вице-президент – руководитель блока кадровой, социальной политики и связей с общественностью «Норникеля» Лариса Зелькова в программе «Русский Север» на радиостанции «Град Петров» рассказала о том, как появилась идея создания масштабного проекта «Освоение Севера. Тысяча лет успеха», а также о поддержке «Норникелем» благотворительных проектов.

Лариса Зелькова: «Норникель» очень хотел к столетию открытия наших месторождений на Таймыре поискать в российской истории то, что сделало бы наше собственное событие более объемным. История освоения Русского Севера не была историей отдельно взятых людей никогда. И тогда, и сейчас это большой проект, в котором участвуют разные люди, разные компании, разные города. Нам было интересно самим узнать и показать как раз глубину этой истории, чтобы гораздо объемнее и интереснее оценивать то, что происходило в XX веке, понимать, что происходит сегодня и что ожидает нас в будущем.

Говоря о социальной отвественности ГМК, Лариса Зелькова подчеркнула: «Норникель» традиционно отличался очень высокими стандартами не только в ведении бизнеса, не только технологическими интересными подходами, но и, как теперь принято говорить, очень высокой социальной ответственностью.

У «Нориникеля» есть самые разные активности в благотворительной сфере. За 2016 год компания на благотворительные проекты разного рода потратила около 6 млрд рублей

Ведущая Екатерина Степанова: В наших программах мы довольно часто упоминаем, что проект «Освоение Севера. Тысяча лет успеха» задуман и инициирован российской горно-металлургической компанией «Норникель». Предлагаем вашему вниманию интервью со старшим вице-президентом компании Ларисой Геннадьевной Зельковой, в котором она рассказывает, почему компания обратилась именно к гуманитарной сфере, задумала именно культурологический проект, решив отметить столетие открытия Норильского месторождения. <…> Мы также попросили Ларису Геннадьевну рассказать о том, как компания поддерживает различные благотворительные проекты и какие из них в первую очередь могут привлечь внимание крупной компании, ведь тема благотворительности часто звучит в эфире радио «Град Петров».

Безусловно, большой бизнес давно поддерживает и финансирует многие культурные проекты, однако такой обширный, многогодичный, межмузейный и межрегиональный проект, пожалуй, возник впервые.

Нельзя ли рассказать, как такая мысль в голову пришла - понятно, со 100-летием, но ведь можно было много другого придумать в связи со 100-летием - банкеты, празднества, фейерверки - мало ли. А здесь такой, да еще и трехгодичный. Я не знаю, может, я не в курсе, но я не встречала других таких проектов у других российских компаний.

Лариса Зелькова: «Норникель» очень хотел к началу 2019 года, к 100-летию открытия наших месторождений на Таймыре, поискать в российской истории то, что сделало бы наши собственные события более объемным, а может быть более развернутым. То есть история освоения Русского Севера, она не была историей отдельно взятых людей никогда. И сегодня точно так же, как и тогда, как и 1000 лет назад, как и 500 лет назад, история развития арктических территорий - это большой проект, в котором так или иначе участвуют разные люди, разные компании, разные города. И нам было интересно самим узнать и показать в связи с нашей датой как раз глубину этой истории, то, как люди себе это мыслили, почему их вообще посещали такие мысли, откуда брались эти идеи, и что происходило дальше. Нам кажется, такая глубина взгляда назад позволяет гораздо объемнее и интереснее оценивать то, что происходило в 20-м веке, понимать, что происходит с нами сегодня и что ожидает нас в будущем. Поэтому мы здесь с немного романтическим проектом хотели бы дожить до 2019 года, чтобы достойно встретить годовщину открытия Урванцевым наших месторождений.

Ведущая: Да, что касается Урванцева, такая трагическая история - что открыл, так и сидел. Но интересно то время, когда он отправился искать, его отправило колчаковское правительство, в тот момент, когда, казалось бы, не до науки, не до исследований. Вы будете подчеркивать в своем проекте эту грань? Тогда люди, теряя Россию, пытались все-равно продолжать ее, что ли, будущее. Я лично вижу в этом такой смысл - несмотря на гражданскую войну, Колчак отправляет экспедицию исследовать Север, искать новые месторождения. Какие-то ваши мысли на этот счет?

Лариса Зелькова: Мне как человеку, далекому от исторической науки, но очень интересующемуся историей, кажется, что такие буквальные периоды, этапы и эпохи, они только в учебнике истории бывают - ну может, еще в лекционном курсе. А так в жизни разных поколений история тесно переплетена, и одна ее часть плавно переходит в другую. И в этом смысле история 20 века и то, что мы лучше всего с вами знаем - история современная, она тоже такая зигзагообразная. И наш проект он как раз про этот неровный ландшафт, не заглаженный, не приглашенный, а противоречивый, интересный, захватывающий, трудный, но удивительный и позволяющий нам с вами, сегодняшним россиянам, безусловно, гордиться тем, что сделали наши предшественники, думать высокопарно о том, а что мы можем сделать такого, чтобы наши дети и внуки тоже могли гордиться эпохой начала 21 века.

Ведущая: Может быть немного курьезный, но я когда об Арктике собирала информацию, нашла такой проект, который, кажется, был когда-то у «Норникеля», не очень давно. В связи с тем, что в некоторый период Северный морской путь чуть-чуть заглох, чтобы его как-то реанимировать, использовать списанные подводные лодки. Был ли такой проект или это байки ходят в интернете?

Лариса Зелькова: Вокруг освоения русского Севера было много разных мифологических историй, в нашем проекте многие представлены. Идея про подводные лодки относится к такой же мифологии освоения арктических территорий, как и разная другая, просто эта мифология свежая. Да, фантазии были самые разные в момент, когда Северный морской путь на рубеже развала Советского союза и появления Российской Федерации как самостоятельного государства, Северный морской путь перестал быть полноценной транспортной артерией, и компания искала разные способы, как возить нашу продукцию, которую традиционно уже много десятилетий мы возим морем, и тогда рассматривались разные фантазийные гипотезы, что можно было бы использовать. В результате у нас на Северном морском пути работают сухогрузные корабли ледового класса, которые перевозят наши металлы прекрасным образом, иногда при помощи ледоколов, но в основном самостоятельно.

Ведущая: Поскольку наше радио очень интересуется социальной деятельностью, я знаю, что есть такая социальная составляющая в работе компаний, и вы поддерживаете какие-то социальные проекты. Можно немножко объяснить, что это за проекты, и по какому принципу вы их отбираете - эту сторону компании осветить.

Лариса Зелькова: «Норникель» относится к такой категории российских компаний, которая традиционно отличалась очень высокими стандартами не только в ведении бизнеса, не только технологическими интересными подходами, но и, как теперь принято говорить, очень высокой социальной ответственностью. Я думаю, что для нас это закономерно, потому что Север, он предъявляет к людям, и к коллективам, и к командам, и к компаниям немного другие требования, на Севере люди могут делать что-то и достигать результата, только объединившись. А это и означает, что в том числе компания относится к своим работникам не просто как к людям, которые пришли и выполняют свою работу за деньги. Впрочем, так же относятся и к городам, где разворачивается бизнес. Поэтому у нас, у «Норникеля», очень большая и серьезная программа, адресованная работникам, что называется сегодня социальным пакетом. Мы относимся к редкой российской группе работодателей, которые оплачивают своим сотрудникам ежегодный проезд на так называемый материк, у нас сотрудники имеют возможность отдыхать за счет компании в корпоративном санатории, и еще много разных других, адресованных работникам программ.

Но одновременно с этим есть и очень большая активность в тех городах, где у нас находятся наши предприятия - это города на Таймыре, города на Кольском полуострове. Здесь наш фокус состоит в том, чтобы так обустраивать и помогать властям обустраивать города, чтобы люди, которые приезжают к нам на работу или уже это сделали, жили в Норильске ли, в Дудинке ли, в Мончегорске ли с ощущением того, что они не просто отдают свою жизнь для того, чтобы добывать металл, а что они живут полноценной качественной жизнью, что у них есть возможность для развития себя, есть возможность для развития собственных детей и нет ограничений, связанных с тем, что они так далеко и так на севере холодно, и так они проводят много-много лет. <…>

У «Нориникеля» есть самые разные активности в благотворительной сфере. За 2016 год компания на благотворительные проекты разного рода потратила около 6 миллиардов рублей. И это разного вида наши затеи - это и большой грантовый конкурс, который мы проводим на территориях, где ведем свой бизнес, и поддержка социальных проектов, и социальное предпринимательство, и прямая адресная помощь самым разным институциям, учреждениям, культурно-историческим. Здесь такой большой спектр, потому что у нас всего много и очень хотелось бы многое из этого поддержать. <…>

В ближайшее время в Норильске при помощи и с участием «Норникеля», и городских властей, и Благотворительного фонда В.Потанина появится специализированное Агентство развития Норильска, которое будет как раз заниматься развитием самых разных социокультурных, и я бы сказала, небизнесовых инициатив, будет делать все, чтобы город и люди, которые в нем живут, становились лучше, краше, имели новые качественные возможности. <…>