Мурманск
I
-11 °C

«Сибирь» раздавит льды Арктики. В Санкт-Петербурге спустили на воду первый серийный атомный ледокол «Сибирь»

В Санкт-Петербурге на Балтийском заводе состоялась церемония спуска на воду первого серийного атомного ледокола проекта «Сибирь». О том, как это было подробно расскажут корреспонденты ТВ-21 Татьяна Юлусова и Константин Кабанец.
25.09.2017, 20:06
22

В Санкт-Петербурге на Балтийском заводе состоялась церемония спуска на воду первого серийного атомного ледокола проекта «Сибирь». О том, как это было подробно расскажут корреспонденты ТВ-21 Татьяна Юлусова и Константин Кабанец.

Аплодисменты, крики «Ура!» и приятное, волнительное ожидание. Ледокол «Сибирь» пока ещё крепко стоит на земле, но через несколько он разрежет своим корпусом Финский залив. В волнующий день, как и положено рядом - самые близкие, участники строительства.

Николай Онищенко, заместитель начальника цеха по заготовительным работам:
«Корпус крепкий. Льды проломит арктические? Сейчас технологии уже другие. Сварочные работы ведутся по-другому. Марки стали лучше стали».

Игорь Волков, сборщик вентиляционных систем: «Как говорится: работа - есть работа. Но ко всему надо с умом подходить, по чертежам».

Сергей Чижов, инженер электроцеха: «Это редко, когда такое человек может увидеть. Для нас это громадное событие. - Ты рад, Ваня? - Да».

Игорь Львов, старший механик атомного ледокола «Ямал»:
«Ну, я пока с ним слабо знаком. По меньшей мере, внушает надежду. В том числе Атомфлота и страны».

Валентин Давыдянц - капитан трёх ледоколов - «Россия», «50 лет Победы», сейчас «Ленина». В атомном флоте с 1978 года. Помнит, как принимал на борту членов Политбюро, Юрия Гагарина, Фиделя Кастро, короля Норвегии. Среди ярких воспоминаний - переход в Мурманск в условиях сильнейшего шторма, проводка обычных транспортных судов и супертанкеров по Севморпути.

Валентин Давыдянц, капитан ледокола «Ленин»: «Несмотря на все трудности, которые испытывает весь мир и наша страна в частности, продолжается строительство дорогого флота. Будем надеется, что марка нашего атомного флота будет держаться и расцветать».

Задача первого серийного ледокола нового поколения - круглый год провожать и встречать суда по северному морскому пути, доставлять углеводород на рынки Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона. Планка для «Сибири» высока.

Алексей Лихачёв, генеральный директор госкорпорации по атомной энергии «Росатом»: «У Сибири есть предшественник, ледокол, который в 77 году был принят в эксплуатацию. Он уже доблестно отслужил свой век. Он установил абсолютный рекорд, достигнув полюса в мае. Я желаю, чтобы нынешняя «Сибирь» тоже бы стала мировым рекордсменом. И тоже прославила бы себя, всех вас новыми достижениями, новыми свершениями». 

Внутри «Сибири» два реактора, безопасность их работы обеспечивает защитная оболочка из стали, воды и бетона. Срок службы двух сердец - 40 лет. Водоизмещение судна - 33 с половиной тысяч тонн, длина превышает 173 метра, а ширина составляет 34. «Сибирь» может идти по льду толщиной 2 метра со скоростью 10 узлов, или 20 километров в час. Но не только корпус ломает лёд.

Мустафа Кашка, первый заместитель генерального директора и главный инженер «Атомфлот»: «Сейчас, когда говорят об Арктике, о возможности плавания в Арктике, то очень часто вспоминают потепление и таяние льда. Мне это не нравится, потому как основное это те технологии, те знания и умения к которым мы пришли. В прошлом году был впервые превышен объём грузов, который перевозился при Советском Союзе. Уже через три года объём превысит 20 миллионов тонн».

90 процентов комплектующих - российского производства. Ледокол «Сибирь» - это сплав современных возможностей - инженерных рук и мыслей. Они разработали самый-самый мощный ледокол в мире на сегодняшний день. 80 тысяч лошадиных сил, мощность - 60 мегават. Но даже у таких грандиозных сооружений есть крёстные мамы - у «Сибири» ею стала Татьяна Голикова - председатель счётной палаты России.

Татьяна Голикова, председатель Счётной палаты Российской Федерации: «Если корабль на плаву, значит, всё хорошо. Но ты за него переживаешь, как за родное дитя. Как говорят крёстная мама-вторая мама. Так и в этой ситуации. Поэтому, я могу пожелать работникам завода - счастливого пути».

В волнующей тишине Татьяна Голикова перерезала ленточку, разбив тем самым традиционную бутылку шампанского о борт атомохода.

Алексей Кадилов, генеральный директор Балтийского завода: «Особенно приятно, всем и себе самому сказать, что этот корабль спускается строго по графику. Как у нас говорят: в срок и вовремя. Это вселяет определё6нные надежды. Поздравляю вас с праздником. Предлагаю приступить к церемонии спуска».

16 тонн - столько сейчас весит «Сибирь». Её пока скрепляет с землёй специальный задержник. Генеральный директор даёт команду - перерезать железную ленточку.

Под громкие аплодисменты, овации гостей и заводчан атомный ледокол «Сибирь» сошел в воды Невы.

В день спуска на воду синоптики прогнозировали проливной дождь. Но «Сибирь» идёт с свой первый, пусть и короткий поход при лёгко ветре и ярком солнце. Сегодня здесь настоящий праздник. Для работников, для заказчиков и гостей. Дух захватывает, когда видишь - как первый серийный атомный ледокол делает свои первые шаги. 34:25

В прошлом году на воду спустили головной ледокол нового поколения «Арктика», теперь серийный - «Сибирь» покинул стапель. Праздника в свою честь ждёт третий ледокол «Урал». «Сибирь» же сейчас продолжат достраивать на воде. Впереди у корабелов Балтийского завода ещё много работы. Срок сдачи заказа - ноябрь 2020 года.