Конкурс «Лучшие товары и услуги Мурманской области». Сегодня он начался в нашем регионе. В нем участвуют местные предприятия, организации и предприниматели. Победители получают право представлять Мурманскую область в федеральной программе «100 лучших товаров России». Что это даёт производителям?
Основная цель конкурса - стимулировать предприятия повышать качество, безопасность и экологичность производства. Критерии: вклад в региональную экономику, качество, санитарные условия, цена… И в этом списке еще 11 пунктов.
Игорь Морарь, заместитель председателя совета депутатов Мурманска: «Это вопрос качества. А качество - это конкурентоспособность. А в наших непростых условиях конкурентоспособность - это возможность не только выжить, но и развивать предприятие. И мы понимаем, что успех предприятия - это не только успех отдельного предпринимателя, но это еще и зарплаты мурманчан, это поступление налогов. Так что это комплексный вопрос».
Конечно, в регионе работает система поддержки бизнеса. Однако, местным фирмам, даже большим по меркам Мурманской области все равно тяжело конкурировать с крупными компаниями.
Надежда Камчатная, представитель завода безалкогольных напитков (Кировск): Не секрет, что рынок - это федеральные сети. Частных, маленьких предприятий, торговых точек, которых было раньше большинство, их уже практически нет. Всех вытеснили федералы».
Отсюда - еще одна цель конкурса: помочь производителям качественных местных товаров продвигаться на большом рынке. Продукция победителей маркируется отличительным знаком.
Ирина Кириллова, представитель хлебозавода (Мурманск): «Предприятию победы в конкурсах дают узнаваемость на полке. Потребитель, зная, что продукт участвует в конкурсе, он ищет на полке эти изделия и идут к нам все больше и больше».
По задумке, наличие на упаковке маркировки «Лучшие товары и услуги Мурманской области» или знака «100 лучших товаров России» должно быть маячком для покупателей: этот продукт надо брать! Мы решили узнать, работает ли такой способ привлечения внимания, и отправились в магазин. Ответы получали одни и те же.
«Без понятия вообще!»
«Никогда не смотрю!»
«Нет, нет, это мне ничего не говорит!»
Но как еще помочь местному производителю? Крупные торговые сети знают и другой способ.
Владимир Школьников, корреспондент ТВ-21: «Во многих магазинах товары местного производства помечены специальной биркой. Во всех магазинах она выглядит по-разному, но суть одна - показать покупателю, что этот товар произведен в Мурманской области. Но считают ли мурманчане наличие такой бирки знаком качества? Сейчас мы у них и спросим».
В конкурсе участвуют различные услуги, промысловые изделия, промышленные и продовольственные товары. Мы решили выбрать для опроса последнюю категорию, как самую востребованную.
«Вы покупаете какие-нибудь продукты, произведенные в Мурманской области? - В Мурманской области? Ну, молоко, сметану, творог туломский. Ну что еще? Рыба! - А плохие есть примеры по Мурманской области? - Да нет, наверное. - Не замечали? - Не замечала, мне не попадалось».
«Раньше я брала только туломские продукты. Но сейчас цена поднята неимоверно! Вот вчера только заметила: полкилограмма - 250 рублей за творог. А на следующий день он становится горький!»
«Местное, значит хорошее! - А какие вы местные продукты покупаете? - Ну, тулома, мясные продукты, например, «Твой», собственного производства, ничего такие. - Из-за качества, или цена ниже? - Ну, и качество, и цена нормальная».
«Цена не меньше, но качество лучше».
«Я вот только то, что по акции беру, конечно. Но вот из местного мне междуречье нравится. Я обожаю это молоко и кефир».
«Мы редко встречаем мурманскую продукцию! Практически её и нет. Есть туломское молоко, и творог был. Сейчас что-то не видно. Куда все подевалось - не понятно».
Действительно, если сравнивать, местных продуктов на полках магазинов в разы меньше, чем произведенных крупными фирмами, в том числе, иностранными.