Мурманск
"
-4 °C

С Северного полюса в Мурманск вернулся атомоход «50 лет победы»

С Северного полюса в Мурманск вернулся атомоход «50 лет победы». Он прошел маршрутом, который 40 лет назад проложил ледокол «Арктика», первое в истории надводное судно, достигшее географической точки Северного полюса. В походе участвовали представители Го
23.08.2017, 20:09
58

С Северного полюса в Мурманск вернулся атомоход «50 лет победы». Он прошел маршрутом, который 40 лет назад проложил ледокол «Арктика», первое в истории надводное судно, достигшее географической точки Северного полюса. В походе участвовали представители Госдумы, Совета Федерации, госкорпорации «Росатом» и полярники.

Ледокол «50 лет победы» швартуется возле причала «Росатомфлота». Он вернулся с далёкого похода, с Северного полюса. Переход продлился 11 дней. И это уже 6-й раз в этом году, когда ледокол побывал на Северном полюсе.

6 за год, и 124 рейс в истории надводных судов, который увенчался успехом. Дойти до самой северной точки Земли удалось за 79 часов. Это новый временной рекорд. В своё время у ледокола «Арктика» этот же путь занял 176 часов - примерно в два раза больше. Первым походом командовал легендарный полярный капитан Юрий Кучиев. Перед ним стояла задача найти способ обеспечить круглогодичную навигацию по Западной части Севморпути. Капитан с ней успешно справился.

Атомоход «50 лет победы» главной отметки своего пути достиг уже 40 лет спустя: 17 августа в 2 часа 33 минуты. Капитан ледокола Дмитрий Лобусов рассказывает, что в северных широтах уже началась зима. Льдины раньше обычного укрыл снег. До этого на полюсе Дмитрий Лобусов бывал 23 раза. Впервые оказался там в 1993 году. Этот поход стал для него 24-м по счёту.

Дмитрий Лобусов,  капитан атомного ледокола «50 лет победы»: «Я б сказал, уникально было. Всю дорогу мы бежали, выбирая воду между большими полями. На самом деле… Это был 6-й раз, 5 раз мы возили туристов. Мы приходили в точку полюса и потом долго искали льдину для высадки на лёд. Обычно это занимает несколько часов, а иногда уходим на пару десятков миль. В этот раз, наверное, присутствие Владыки на борту способствовало. Но ровно над полюсом была та самая льдина, там отметили приход на полюс, в ней же остановились, на этой льдине высадили людей и провели все мероприятия, которые были запланированы».

На Северном полюсе по традиции установили флаг России. Руководители экспедиции выступили с речью, а после устроили праздничное гуляние прямо на льдине.

Евгений Гоман,  участник экспедиции: «Полюс дрейфующий, он не стоит на месте, он всё время двигается. Поэтому, чтобы попасть на Северный полюс, нам приходилось... Ледокол буквально нащупывал его: подойдёт - отойдёт, подойдёт, и потом, когда достиг 90 градусов, тогда раздался сигнал, и все такие: хей!»

Денис Загорье,  участник экспедиции: «Не дошли буквально доли градуса. Сбросили трос на льдину. И приходилось всем по очереди чуть-чуть дотягивать ледокол до самой точки и дотянули в итоге общими усилиями». 

Как подчёркивают сами участники экспедиции, путь на север был не самым сложным: погода благоволила, и море было спокойным. Повезло. На борту атомохода собрались специалисты атомного флота, полярники и журналисты, государственные политики. Как подчеркнул член Совета Федерации Константин Косачев, эта экспедиция была не только туристическим маршрутом, но имела под собой и деловую подоплёку. На борту атомохода состоялся ряд заседаний посвященных теме развития Арктических регионов России.

Константин Косачев,  член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: «Освоение Арктики, использование тех уникальных ресурсов, которые в этом регионе сосредоточены, для того, чтобы нашу страну продолжать сохранять в качестве мирового лидера. Это задача, с которой мы совершенно точно возвращаемся в наши рабочие кабинеты, и которой мы будем заниматься совершенно точно не в режиме встреч здесь, на борту атомного ледокола «50 лет победы», но которой мы будем заниматься на регулярной и системной основе добиваясь того, чтобы Арктика стала освоенным, востребованным и любимым для всего человечества регионом».

Как отмечают участники деловых встреч, мгновенных результатов ждать не стоит. Наращивание экономического присутствия в Арктике это вопрос не одного года. Однако, как отметил генеральный директор «Атомфлота» Вячеслав Рукша, уже сегодня очевидно, что развитие ледокольного флота даст мощный толчок для развития региона в целом. Правительство России это понимает и оказывает необходимую поддержку.

Вячеслав Рукша,  генеральный директор «Атомфлота»: «Нет сомнений, Северный морской путь должен развиваться для каких-то грузовых потоков. Это так же обсуждалось. Так что я надеюсь, что в ближайшее время программа социально-экономического развития арктической зоны всё же приобретёт более детальный характер. И, соответственно, будет понятно, какие требуются ледокольные мощности для вывоза продукции, которая будет формироваться в арктической зоне».

Так же глава «Атомфлота» напомнил, что сейчас ведётся строительство сразу трёх новых ледоколов. «Арктика» - первый из них - должен войти в строй в мае 2019 года. Два другие ледокола достроят соответственно в ноябре 2020 и 2021 годов. Вячеслав Рукша отметил, что сроки ввода судов в эксплуатацию совпадают с датами реализации значимых экономических проектов в арктической зоне.