Первая Советская атомная подводная лодка К-3 «Ленинский Комсомол» снова на плаву

После 12 летнего перерыва первый советский атомоход отправился в родную стихию. Сложные технические работы, к которым пришлось привлечь специалистов нескольких конструкторских бюро, завершены. Сегодня на судоремонтном заводе «Нерпа» в Снежногорске спустили на воду подводную лодку К-3 «Ленинский комсомол».

После 12 летнего перерыва первый советский атомоход отправился в родную стихию. Сложные технические работы, к которым пришлось привлечь специалистов нескольких конструкторских бюро, завершены. Сегодня на судоремонтном заводе «Нерпа» в Снежногорске спустили на воду подводную лодку К-3 «Ленинский комсомол».

Это - первая советская атомная подводная лодка К-3 «Ленинский Комсомол». В сентябре 1957 года на ней впервые запустили ядерный реактор. И сегодня, спустя 60 лет от этой памятной даты, лодка снова выходит на воду, но уже в другом качестве.

На завод «Нерпа» лодка пришла в 2005 году. Первой задачей было перевести её в так называемое состояние «радиационной безопасности». Т.е. вырезать реакторный отсек. С тех пор она стояла здесь в ожидании команды - что делать с «Ленинским Комсомолом» дальше: пустить на иголки или сохранить на память потомкам. После многочисленных обращений судостроителей и моряков Северного флота, было принято решение у К-3 начали восстанавливать корпус. Для этих работ специалисты «Нерпы» попросили помощи у коллег из бюро «Малахит», которое и разработало лодку в начале 50-х годов прошлого века. В качестве замены вырезанному участку был использован отсек от подлодки схожего проекта.

Георгий Нейман, главный инженер судоремонтного завода «Нерпа» филиала центра судоремонтного завода «Звёздочка»: «Мы выбрали турбинный отсек, он немножко отличается своими конструктивами от реакторного отсека. Поэтому пришлось разработать специальные чертежи на стыковку, сделать конические обечайки и вварить. Причём вваривали мы ровно так, как это делалось при постройке лодки, полностью сохраняя геометрию сварных швов, прочностные характеристики».

Уже после установки нового отсека пришлось снова обращаться в «Малахит». Потребовались новые расчёты для перебалансировки и восстановления герметичности корпуса и его консервации. После завершения этих работ стало возможным спустить «Ленинский Комсомола» на воду. Окончательно решено - лодка станет музеем. Сейчас идёт поиск разработчика проекта музея. Задание было дано ещё в декабре 2016 года на заседании морской коллегии при Правительстве Российской Федерации.

Аркадий Оганян, директор судоремонтного завода «Нерпа» филиала центра судоремонтного завода «Звёздочка»: «Мы с вами должны довести до заветной точки, чтобы у нас в стране был музей первой атомной подводной лодки К-3 «Ленинской Комсомол». Я думаю, что этого ждут все ветераны подводники».

После спуска на воду лодка займёт место у пирса в акватории «Нерпы». Здесь она сможет безопасно находиться не меньше 10 лет под присмотром специалистов-корабелов. За это время, как надеются на заводе, финансирование для превращения К-3 в музей найдётся.

Новости наших партнёров

X