Его и поездом-то трудно назвать – обычно к локомотиву цепляют два вагона. Сегодня - всего один. Отправляется с третьей добавочной платформы мурманского вокзала каждый день без пяти три.
Но как в настоящем поезде, тут есть проводники, в титане бурлит кипяток. Белья правда не выдают, и матрасов нет, да они и не нужны. Пути-то всего от Мурманска до Никеля – восемь часов, подремать можно и с рюкзаком под головой.
Первая остановка, она называется 1441километр или по другому улица Достоевского. Здесь садятся грибники из южных районов Мурманска. Протискиваются с корзинками
и рюкзаками. То ли будет на обратном пути, когда корзины будут полны грибов и ягод.
Кроме дороги из Мурманска в Никель в Заполярье есть еще ветка на Таймыре – из Норильска в Дудинку, есть на полуострове Ямал – «Газпром» недавно построил, узкоколейки на Шпицбергене, но там ходят только товарняки, да вагонетки. А вот пассажирские поезда на 71 широте - только у нас.
Пассажиров прилично – железнодорожники едут до своих станции, путевые обходчики, военные добираются до гарнизонов, но в основном, в эти августовские дни едут грибники.
Наша проводница всю страну объездила. Но этот маршрут у нее особый, во-первых, короткий, во-вторых. пассажиры особые. Поездки спокойные, народ если и выпьет в дороге, но все же не буянит. Частенько из Мурманска до своих поселков добираются немногочисленные местные жители.
Екатерина Сухачёва – ветеран труда, работает на железной дороге, показывает нам удостоверение, к юбилею вручили знак за труд и верность магистрали. Мы проезжаем станцию Пяйве, станция Нял, где она живет будет через полчаса. Живет там всего четыре человека.
На станции Нял поезда ждут путейцы, встречают мальчишки, приехали к бабушке на лето – для них приход поезда - событие. Десять минут и снова в путь по тундре, по железной дороге.
В поезде народ, кто тихо выпивает-закусывает, кто уже дремлет. Кто первый раз в окошко красотами любуется. Вот мурманчанка Светлана в первый раз решила проехаться по этому маршруту. Взяла в дорогу собаку, пусть на свежем воздухе порезвится.
Моккет - это Западная лица. Здесь в 20-30-е годы прошлого века проходила старая граница. На восток от Моккета – Советский Союз, на запад – Финляндия, область Петсамо – финские хутора и медно-никелевые рудники.
Грибника и охотника Гунари Микасадзе мы встретили на станции Моккет. Грузин, четверть века отходил в моря в Мурманрыбпроме, сейчас на пенсии. Эти тундры его любимые места в Заполярье.
Поезд дает гудок и поехали дальше. В места, где кроме железных дорог уже нет.
Природа за окном меняется каждый час. На смену мурманским сопкам приходят болота.
Десятки озер, рек и ручьев. Дорога петляет между ними, одинокий вагон увозит нас в безлюдные края, где медведя или росомаху можно встретить чаще чем человека.
Еще час и деревья мельчают, начинается каменная пустыня и Заполярное криволесье.
Луостари. Чем знаменита эта станция? Это гагаринские места, тут проходил службу первый космонавт планеты. А во-вторых, Луостари - это самая северная в мире железнодорожная станция.
И тут без всяких оговорок – самая северная в мире. Когда-то от Луостари на север тянулась чугунка до порта Лиинахамари, большую ее часть уже разобрали. Ходил один общий вагон в Печенгу, сейчас отменили. А пассажиры вспоминали времена, когда в Москве можно было сесть в поезд и без пересадки добраться до Никеля.
Наш соседи по купе – Наталья и Николай. Они москвичи, ученые–химики, кандидаты наук. Путешествуют по миру. На велосипедах проехали от Тюмени до Мурманска. Сейчас решили на поезде немного сократить дорогу. В Луостари наш вагон стоит 20 минут. Есть время на примусе сварить гречку, а путь они держат в Норвегию и Швецию.
Час до Никеля. Голая каменная пустыня. Рукотворные горы. Редкие деревца.
Тяжелая техника. Вокзал города Заполярного находится прямо на закрытой территории
горно-металлургического предприятия. Рядом подземный рудник – «Северный- Глубокий», невдалеке - гигантские карьеры, из которых десятки лет добывали медно-никелевую руду. И где-то здесь, в этих местах расположена самая глубокая дырка в земле – Кольская сверхглубокая скважина.
Над Заполярным сияет радуга, а на конечный пункт в Никель мы прибываем почти в полночь. Серые сумерки из-за которых почти ничего и не видно. Из пассажиров в вагоне только мы, да наши соседи–путешественники. А на перроне нас встречает целое семейство собак – взрослые псины и совсем щенята. Мы скормим остатки жаренной курочки, проводим велосипедистов Наташу и Николая. И в обратный путь в Мурманск.
Снова промышленный город Заполярный, военный гарнизон Луостари, морошковые места станции Моккет, и грибные плантации станции Нял. Пяйве, Мурмаши – и вот уже и Кольский залив. Такое вот необычное путешествие по самой северной железной дороге.
«Наше утро»