Мурманск
!
1 °C

Торговому порту - 100 лет

«Старший брат Мурманска». Мы продолжаем серию телевизионных историй, посвященных юбилею морского торгового порта.
04.06.2015, 20:00
73

«Старший брат Мурманска». Мы продолжаем серию телевизионных историй, посвященных юбилею морского торгового порта. Это предприятие более чем на год старше самого города. Сегодня рассказ о том, как строились первые причалы, и о том, кто их строил. Как порту удавалось работать в годы революции и интервенции.

4 октября 1916 года - именно эта дата считается официальным днем рождения Мурманска. Однако на знаменитом фото - всего лишь закладка храма Николая Мирликийского. А город уже был. И именовался Романовым-на-Мурмане.

6 июля 1916 года император Николай Второй подписал указал о его основании. Но уже к тому времени в Семеновской бухте Кольского залива кипела стройка - возводились первые причалы морского торгового порта.

Поначалу главными тут были разведчики - геодезисты, геологи, гидрографы, топографы. Группа Валериана Ляхницкого.

Валериан Ляхницкий. Ученый - портостроитель. Доктор технических наук, профессор. Действительный член Академии строительства и архитектуры Советского Союза. В 1914 году работал начальником Управления портовых изысканий на побережье Баренцева и Белого морей.

Юрий Шумилкин, ветеран Мурманского морского торгового порта: «Ляхницкий начинал свой путь с Панамского канала, после окончания Санкт-Петербургского института инженеров железнодорожного транспорта его на практику послали туда, а потом он прошел от норвежских берегов весь север».

Изыскательская бригада Ляхницкого работала на берегу и в акватории залива. Замеры проводили с борта двухмачтовой яхты под названием «Любовь». Вскоре был дан четкий ответ - Семеновы острова и гавань идеальноподходят для порта - тут можно разместить до 60 причалов, у которых могут швартоваться любые океанские суда.

Дмитрий Коржов, член Союза писателей России, краевед: «Опять же он думал не только о порте, он думал об общегородской инфраструктуре, ее обосновывал, он как раз говорил о будущем Мурманске, о том, как город может развиваться».

А город, носивший в своем названии императорскую фамилию, пока состоял из лачуг, сараев, строительных бытовок. Но население росло гигантскими темпами - в 1915 году в Романов-на-Мурмане постоянно прибывали новые и новые партии рабочих.

Бригада Ляхницкого свое дело сделала, порту нужен был талантливый строитель. И он вскоре нашелся.

Алексей Киселёв, доктор исторических наук: «Из Владивостока перебросили сюда инженера-портовика, портостоителя, вот им и оказался инженер Веденеев».

Борис Веденеев. Родился в Тифлисе. Занимался строительством портовых сооружений в Мурманске и на Дальнем Востоке. Разрабатывал план по электрификации России. Был одним из руководителей возведения Днепровской и Волховской ГЭС. За свой труд получил три ордена Ленина, два ордена Трудового Красного знамени, орден Отечественной войны первой степени!

Юрий Шумилкин, ветеран Мурманского морского торгового порта: «Веденеев получил во время войны Сталинскую премию в размере ста тысяч рублей и пожертвовал ее на строительство танка. За что ему Сталин отписал благодарность.

Алексей Киселёв, доктор исторических наук: «Все отмечали его человечность, заботу о подчиненных, что в те времена было не всегда на лицо. И в этом отношении Веденеев был яркой фигурой в истории Мурманского порта и Мурманска, как города».

Лето 1915 года - стройка кипит, возводятся первые причалы. И вот 1 сентября в 20.00 - швартуется первый пароход «Дрот»- под шведским флагом с американскими грузами. И уже в первую навигацию в Романове-на-Мурмане выгрузилось 11 иностранных судов с оружием, техникой и продовольствием.

Алексей Киселёв, доктор исторических наук: «Железной дороги еще не было, так вот этот весь груз - винтовки, пулеметы, патроны, боеприпасы и прочее грузили на оленей и на оленьих нартах везли через Финляндию к железной дороге».

Высочайшие темпы строительства самого северного незамерзающего порта в России и железной дороги объяснялись просто - шла мировая война, фронт ждал помощи от союзников.

Алексей Киселёв, доктор исторических наук: «И вот так Мурманский порт уже в первые месяцы своего существования, когда был перекрыт зимой путь через Архангельск, начал помогать матушке-России устоять против Германии».

А затем были две революции и иностранная интервенция - английские и французские суда союзников по антигерманскому блоку - стояли в Кольском заливе.

Дмитрий Коржов, член Союза писателей России, краевед: «Влияли события, которые в материковой России происходили, отток шел рабочих, к сожалению, но порт не переставал работать все равно, корабли приходили, суда приходили. Восемь русских судов, семь британских кораблей, два французских, два румынских и один финский пароход».

Интервенты ушли в 19 году. Затем был короткий период Белого Мурмана - фактически независимости Северного края от Советской России. Затем антибелогвардейский переворот… Смутные времена, которые едва не закончились для Мурманска полным запустением.

Но прошло несколько лет, и в начале 20-х мирная жизнь вновь стала налаживаться. Страна, город, порт открывали новую страницу своей истории.