В одиночку Арктику осваивать невозможно - таков лейтмотив деловой сессии федерального форума «Дни Арктики в Москве». Комплексное и эффективное освоение российской части этого макрорегиона возможно только при условии стратегического партнерства государства и бизнеса.
По мнению экспертов, Арктика становится одним из основных драйверов развития мировой экономики и безальтернативным ресурсным центром России. Это хорошо понимают и в министерстве природных ресурсов и в правительстве страны и в бизнес-кругах.
Именно крупные проекты, связанные с освоением природных ресурсов являются ключевыми драйверами сегодняшнего развития Арктического региона. Поэтому, и государство и бизнес должны иметь чёткое понимание, какие направления являются ключевыми.
Сергей Донской, министр природных ресурсов и экологии России: «Это эффективное использование и развитие минерально-сырьевого потенциала Арктического региона. Эта задача подразумевает реализацию крупных инвестиционных проектов для обеспечения внутренних и экспортных потребностей РФ. Так же к числу стратегических приоритетов относится и совершенствование и развитие транспортной инфраструктуры в регионах освоения Арктического шельфа и его побережья».
Ключевой в развитии минерально-сырьевого потенциала остаётся геологоразведка. За последние три года компания «Норникель» - активный недропользователь в арктическом регионе, направила на развитие минерально-сырьевой базы четыре миллиарда рублей. Эти работы -залог успеха работы предприятий на многие годы.
Елена Безденежных, вице-президент - Статс-секретарь - руководитель Блока взаимодействия с органами власти и управления «Норникеля»: «В 16 году мы нарастили затраты на геологоразведку более чем на 22 процента. Для нас это является существенным, а для всей России это является лидерской позицией по развитию геологоразведки».
В настоящее время наибольшее развитие имеют проекты расположенные на побережье и использующие Арктическую морскую схему транспортировки. «Норникель», чьи ключевые производственные подразделения находятся в Арктической зоне России - это Заполярный филиал в Норильске и Кольская ГМК в Мурманской области, является активным пользователем Северного морского пути.
До недавнего времени современный арктический флот компании обеспечивал более трети перевозок по главному северному водному маршруту. Собственный арктический флот компании, сформированный в 2009 году, состоит из двух ледоколов и шести судов усиленного ледового класса - это пять контейнеровозов типа "Норильский никель" и один танкер "Енисей". Суда способны преодолевать льды толщиною до 1 метра 80 сантиметров без сопровождения ледоколов.
Елена Безденежных, вице-президент - Статс-секретарь - руководитель Блока взаимодействия с органами власти и управления «Норникеля»: «Мы обладаем этими судами уже давно, более десяти лет назад в компании было принято решение о развитии северного морского пути. И мы приняли решение не просто для того, чтобы восполнить свой парк, а для того, чтобы обладая этими судами, мы смогли быть лидерами в нашей металлургической отрасли и лидерами металлургической промышленности всей страны».
«Норникель» обладает не только собственной транспортной инфраструктурой, но и собственными энергетическими мощностями - компания - активный пользователь месторождений газа на Таймыре, имеет собственные электростанции и линии электропередач.
Такая транспортная и энергетическая независимость обеспечивает полную автономность и безопасность работы компании, что напрямую перекликается с идеей создать минерально-сырьевые центры.
Сергей Донской, министр природных ресурсов и экологии России: «Арктический регион является уникальным в первую очередь за счёт особенностей освоения. По сути, каждый проект изолирован от региональной инфраструктуры - транспортной, энергетической. И эти проекты должны развиваться по сценарию отдельных территориальных образований, создавая собственную систему обеспечения производства и вывоза продукции. Наиболее яркий пример - это Норильск, где ГМК «Норильский никель» - градообразующее горно-рудное и металлургическое предприятие, занят решение транспортных задач энергообеспечения производства».
В строительстве новых портов на побережье Северного Ледовитого океана первопроходцем так же стал «Норникель», вложив в модернизацию и оборудование морского порта Дудинка более 5 миллиардов рублей. Ведутся работы и в Мурманском порту.
«Норникель» завершает строительство собственного перегрузочного терминала. Сейчас идут работы по реконструкции второго причала общей стоимостью свыше 2 миллиардов рублей. Проект планируется завершить в 2017 году.