Мурманск
!
0 °C

В теории и на практике. Что такое экстрим у военных хирургов?

Северный флот посетила группа преподавателей военно-медицинской академии имени Кирова из Санкт-Петербурга. Визит учебно-методический. Задача - оценить качество подготовки военно-морских хирургов и посмотреть развёртывание операционной на боевом корабле и
08.06.2017, 20:04
528

Северный флот посетила группа преподавателей военно-медицинской академии имени Кирова из Санкт-Петербурга. Визит учебно-методический. Задача - оценить качество подготовки военно-морских хирургов и посмотреть развёртывание операционной на боевом корабле и на подводной лодке.

Вот так неожиданно обычно и начинается «аврал» у военных хирургов на корабле. Жалобы на острую боль в животе, осмотр, анализы… Диагноз - аппендицит. По уставу начмед обязан немедленно доложить о ситуации командиру.

За 2 часа личный состав медслужбы корабля должен развернуть операционную. А в штате всего 3 специалиста: начальник медслужбы, как правило, хирург, санинструктор и санитар.

Один отправляется мыть стены и готовить стол, другой уводит больного в душевую - пациента к операции тоже необходимо готовить определенным образом. Потом вся бригада облачается в стерильные костюмы, дезинфицирует руки специальным раствором, вытирает насухо - и можно приступать к операции.

Оперировать аппендицит ученые-медики научились почти 200 лет назад. Сама операция в штатном режиме длится 30-40 минут. Но это если врач работает в госпитале, на берегу, в просторной палате, стоя на твёрдой земле. А если случится оперировать пациента в море, да еще в штормовом?

Каким бы не был шторм, откладывать операцию нельзя, от этого зависит жизнь пациента. Вот здесь придётся собрать в кулак и силу, и волю, суметь принять решение, полагаясь только на собственные знания. За сотни миль от родной базы посоветоваться не с кем.

Антон Иванов, начальник медицинской службы БПК «Адмирал Левченко»: «Корабельный врач должен быть и готов ко всему и должен все уметь. Специальность определяет только последний год обучения. До этого мы в полной мере все изучали не только терапию, но и также хирургию. Ну и естественно должно хватить решительности. Я думаю, академия нас к этому подготовила и решительности у выпускников всегда хватит принять верное решение вовремя, оказать помощь пациенту».

В самых сложных условиях приходится работать военно-морским хирургам на подводных лодках. Там нет стационарного помещения операционной, её разворачивают в амбулатории или в кают-компании, если лодка дизельная. Для этого в подводных силах медики используют уникальное оборудование - смотровое кресло трансформируют в стол, устанавливают аппаратуру, инструменты - на специальных подставках. Все пространство для работы - это узкий проход между стенкой и операционным столом, где плотно зафиксирован пациент. Общая площадь помещения не более 5 квадратных метров!

Денис Дымников, преподаватель кафедры военно-морской хирургии военно-медицинской Академии им.С.М.Кирова: «На лодке - да, лодка это не надводный корабль, лодка - там возможностей эвакуации практически нет никаких, потому что это срыв боевой задачи - всем известный факт, поэтому там от хирурга и от условий в которых он работает, от его знаний зависит очень многое конечно».

Александр Перетечиков, главный хирург Северного флота: «Хирургическая помощь, она в последнее время постоянно совершенствуется, появляется новая аппаратура, новые медикаменты, новые методы лечения. И военно-морские хирурги не могут оставаться в стороне. Они должны тоже следовать в русле последних тенденций медицинской науки и по мере возможности внедрять эти достижения при оказании медицинской помощи на кораблях и подводных лодках».

Конечно, в дальний поход корабельную группу усиливают дополнительным медперсоналом и оборудованием. Хирург и анестезиолог-реаниматолог, как правило, дежурят на флагманском корабле. В случае экстренной необходимости больного эвакуируют туда катером или вертолетом.

Но, как говорят медики, самая хорошая операция - та, которая не понадобилась.

Иван Кошкин, флагманский врач Бригады противолодочных кораблей Северного флота: «Основная задача отправить корабль с точки зрения медицинского обеспечения - это провести качественную диспансеризацию или медицинское освидетельствование личного состава, дабы избежать проблемных вопросов при нахождении далеко от родных берегов».

Ну а если все-таки придется разворачивать операционную в дальнем походе, современная флотская медицина располагает всем необходимым оборудованием и медикаментами для проведения хирургических операций.

Юрий Закревский, начальник медицинской службы Северного флота: «Поступает самое новейшее оборудование на боевые корабли СФ. Так, например, в январе 2017 года на авианесущем крейсере «Адмирал Кузнецов» была выполнена вторая в мире операция лопароскопическая аппендэктомия по эндоскопическому удалению аппендикулярного отростка у военнослужащего матроса контрактной службы. Аппендэктомию выполняла совместная бригада из представителей 1469 Военно-морского клинического госпиталя СФ это майор Егоров, а также представители военно-медицинской академии майор Балюра, которые были прикомандированы к выходу в Средиземное море».  

Денис Дымников, преподаватель кафедры военно-морской хирургии военно-медицинской Академии им.С.М.Кирова: «Мы знаем о том, что какие потребности у флота, что нужно флоту от хирурга современного и можем корректировать свою подготовку, чтобы наш флот развивался. За качество подготовки не стыдно. И в принципе наши выпускники ориентированы самое главное, что руководство медицинской службы дает только лестные отзывы о том, какие офицеры приходят после нас».

Ежегодно на флот поступает более 30 выпускников военно-медицинской Академии им. Кирова. Военные хирурги несут службу на кораблях, подводных лодках, занимаются лечебной и научной работой в госпиталях. Преемственность поколений сохраняется, анализируется опыт, и качество военной медицины от этого только растет.