Мурманск
!
1 °C

Песчаная угроза. Можно ли спасти Кузомень от пустыни?

Чудо на краю света - заполярная приарктическая пустыня разрушает поселок Кузомень и реку Варзугу. С экологической катастрофой сражаются на протяжении века, однако побеждает стихия. Как живут жители деревни, которую заносит песками и как несколько десятков
04.06.2018, 19:48
193

Чудо на краю света - заполярная приарктическая пустыня разрушает поселок Кузомень и реку Варзугу. С экологической катастрофой сражаются на протяжении века, однако побеждает стихия. Как живут жители деревни, которую заносит песками и как несколько десятков волонтеров пытаются построить природный щит, чтобы остановить пески. Узнали Дарья Монастырева, Борис Савельев и Эдуард Яковлев.

Чтобы добраться до Кузомени и ее знаменитых песков нужно ехать вдоль «зимнего берега Белого моря». Так в старину называли Терский берег. 120 км от Умбы по не очень хорошей дороге и ещё 18 по грунтовке и пескам.

Изнуряющая дорога до Кузомени - главная причина, по которой о заполярной пустыне знают не многие. В то время, когда балтийская пустыня - Куршская коса в Калининградской области - популярнейшая туристическая мекка. На «легковушке» здесь проехать лучше даже не пытаться

Дальше дорога заканчивается, автобус больше пройти не может. Здесь - граница с песками. И мы вынуждены пересесть на более неприхотливую технику, на УАЗ.

Кузоменьские пески раскинулись на 13 километров. Зрелище удивительное. Откуда здесь пустыня точно никто не знает. Однако почти с уверенностью можно сказать, это никакое не чудо природы. Ее сотворил человек. Активная вырубка леса лишила пески опоры. А суровые северные ветра привели их в движение. Для жителей Кузомени ползучие пески - самое настоящее бедствие. Как жить, когда не чувствуешь твердой почвы под ногами?

И вот здесь можно увидеть, как Кузомень сползает в Варзугу, говорят, недавно уплыла очередная баня. К краю подходить очень опасно потому, что здесь всё, обрыв.

Еще десять-двадцать лет назад дом Екатерины Плотниковой стоял вдали от реки. Сейчас ближе всех к обрыву. Свалиться в Варзугу - перспектива ближайших лет. Гидрологи даже назвали конкретную цифру - через 15 лет десяти крайних домов уже не будет. Но Екатерина Николаевна беспокоится не за «родовое гнездо». Сердце болит за рябину, которую посадил во дворе ее дед 100 лет назад. Между прочим, это самая первая рябина во всем поселке. И последняя,  остальные уже в реке.

Екатерина Плотникова: «Деревья здесь все были. Все свалилось. - А когда упали ? - В этом году. Ничего не сделать, берег-то осыпается».

Чтобы ощутить весь масштаб Кузоменьской пустыни нужно выехать из деревни, она осталась позади. Подвижные пески можно увидеть и на левом, и на правом берегу Варзуги. С одной стороны они осыпаются в реку, меняют ее русло, в итоге пропадает рыба, с другой стороны пески угрожают поселку. Что придумали делать экологи? Они строят «зелёный щит», который должен остановить угрозу.

Над возведением барьера из сосен и берез трудятся 30 волонтеров из Апатитов, Карелии и Кузомени и Варзуги. Методом проб и ошибок выяснилось - лучше всего приживаются не специально выращенные и привезённые, а местные кустики. Поэтому одна группа выкапывает саженцы в лесу. Остальные сажают деревья. Бойкие девчонки из Апатитов объясняют, как правильно пристроить росток, чтобы у него было больше шансов выжить после песчаных бурь

Словом, дует так, что шапки слетают с голов. А девчонкам все нипочём. Вот бы их стойкость этому будущему деревцу…

Станислава Петрова, волонтер (г. Апатиты): «Мы надеемся, что как можно больше вырастет. Поэтому желательно посадить больше, чтоб хотя б половина выросла «.

Екатерина Жуковская, волонтер (г. Апатиты): «Больше всего нравится чувство, что ты кому-то нужен».

Екатерина Копеина, волонтер: «Волонтерская работа- такая же, как и любой физический труд - не легкая».

Первые попытки закрепления песков предпринимали еще в 20-е годы прошлого века. В 80-х большой вклад в строительство зеленого барьера внесли местные лесничие. Мария Пестова вместе с родителями сажала здесь деревья, когда была маленькой.

Приятно видеть подросшие результаты своего труда. В этом году, впервые за много лет, Мария вернулась в «пески» со своей младшей дочерью. Таким образом, в ее семье сражаются с экологической катастрофой в Кузомени уже третье поколение семьи Пестовых.

Мария Пестова, волонтер: «Таких перчаток не было, мы сажали под штык-лопату и ногти периодически сходили просто.  - Вы не пугались? -Нет, дети адекватно воспринимают все происходящее с ними».

Волонтеры Всемирного фонда дикой природы приезжают сажать деревья в Кузомень уже третий год. В этот раз собираются побить небольшой рекорд. Вместо 1 гектара посадить 5. Рекорд «небольшой» - потому, что все это капля в море…то есть в пустыню

Геннадий Вишняков, исследователь кузоменьской пустыни: «Сначала по гектару мы сажали, сейчас 3-5 планируется. А пустыня - 800. О чем это говорит? Все растянется на сотни лет».

Олег Суткайтис , директор Баренц-отделения всемирного фонда дикой природы: «Иногда кажется, что мы делаем безнадежное дело. Наша задача не сделать город-сад. А привлечь внимание к проблеме. Чтобы люди, от которых что-то зависит, не забывали о проблеме - и журналисты тоже помнили».

Предотвратить экологическую катастрофу можно за десять лет, нужно просто подойти к решению вопроса масштабнее - уверены энтузиасты. В Минприроды готовы пойти на встречу.

Павел Пестов,  заместитель начальника управления лесного хозяйства министерства природы Мурманской области: «Закрепление подвижных песков - это работа неоднозначная. В смысле, наличие отработанных технологий. Когда ученые нам скажут, что такая технология работает - тогда будет вопрос об увеличении работ».

Ну, а сейчас самое главное, чтобы эти крохи-саженцы привыкли к новой почве. Успех посадки во многом зависит от погоды на ближайшие недели. В прошлом году большинство саженцев пережили даже «июньскую зиму». Хоть и погибли 30% деревьев, но и это уже отличный результат.