30 лет со дня покорения атомным ледоколом «Арктика» Северного полюса.

17 августа 1977 года атомный ледокол «Арктика» достиг географической точки Северного полюса. Впервые надводное судно прошло сквозь льды к верхушке планеты. Весь экипаж был награжден орденами и медалями, а капитан Юрий Кучиев, главный инженер-механик Олег Пашнин, старший мастер АППУ Фидус Асхадуллин стали Героями Социалистического Труда.

 Впоследствии рейсы атомоходов на Северный полюс совершались неоднократно, а сейчас стали обыденными в практике работы ледоколов.

В связи с юбилеем покорения Северного полюса атомоходом «Арктика» в Мурманском морском пароходстве, в доверительном управлении которого находится атомный ледокольный флот, проходят торжественные мероприятия с участием ветеранов Компании – участников знаменитого похода.

Эксплуатация атомохода «Арктика» подтвердила экономическую целесообразность использования ядерных энергетических установок (ЯЭУ) на судах. Их высокая надежность, неограниченность районов плавания во время навигации обеспечили сокращение простоев ледоколов и улучшение экономических показателей работы судов. Опыт эксплуатации ЯЭУ и высокий уровень профессиональной подготовки моряков Мурманского пароходства для атомных судов позволили уменьшить численность обслуживающего персонала на ледоколах типа «Арктика» практически в два раза по сравнению с численностью первого экипажа атомохода «Ленин».

Покорение Северного полюса – не единственная славная страница в истории атомохода «Арктика». В конце 1983 года экипажу ледокола выпало серьезное испытание на прочность. Караваны судов отечественного торгового флота, казалось, безнадежно застряли во льдах. Сложилась экстремально тяжелая ситуация. «Арктика» пробилась в восточный район Северного морского пути и вывела из ледового плена Айонского массива не только транспортные суда, но и ставшие в одночасье беспомощными дизель-электрические ледоколы.

Другое уникальное достижение «Арктики»: с мая 1999 г. по май 2000 г. ледокол отработал ровно год без захода в порты.

Именно на «Арктике» в 2003 году впервые была решена задача по продлению ресурса атомохода специалистами Мурманского морского пароходства в содружестве с ведущими научно-исследовательскими и проектными организациями, ремонтными предприятиями России, специализирующимися на обслуживании объектов морской атомной энергетики. Выполнение данной программы позволило продлить ресурс реакторной установки ледокола до 175 тысячи часов (при изначальном проектном ресурсе 100 тысяч часов). Таким образом, благодаря работам на «Арктике» было убедительно доказано, что и на других судах атомного гражданского флота можно провести аналогичные работы. Это позволит в ближайшие годы надежно сохранить атомный ледокольный флот, а, значит, и позиции России в Арктике.

И еще одно событие впервые произошло 24 августа 2005 года в истории атомного ледокольного флота. «Арктика» стала первым атомоходом, который прошел миллионную милю со дня ввода в строй.

Новости наших партнёров

X