Мурманск
!
5 °C

Почему наши дети не читают?

Российские подростки читают в месяц не более одной книги. Еще 30 лет назад этот показатель был выше в 4 раза. Об этом сказал сегодня директор Центра социологии образования РАО Владимир Собкин на проходящей в рамках Международного фестиваля "БиблиОбраз-200
11.10.2007, 10:20
36

Российские подростки читают в месяц не более одной книги. Еще 30 лет назад этот показатель был выше в 4 раза.
Об этом сказал сегодня директор Центра социологии образования РАО Владимир Собкин на проходящей в рамках Международного фестиваля "БиблиОбраз-2007" конференции "Подросток и современное общество: права и ответственность". Специалист отметил, что сейчас книги являются любимым видом искусства только для 7 процентов детей и подростков, тогда как в 70-е годы так считал каждый третий. Согласно исследованиям Собкина, "чем более низок образовательный уровень родителей, тем меньше читает ребенок". Ученый также подчеркнул, что к окончанию школы только 10 процентов молодых людей могут ответить на вопросы, кто написал то или иное произведение, которое они проходили в школе.
"Самый известный сегодняшним подросткам литературный герой - Гарри Поттер,  из числа опрошенных каждый четвертый называет книги об этом маленьком волшебнике", -  такими данными поделилась с коллегами на конференции гендиректор фонда "Пушкинская библиотека" Мария Веденяпина.
Она отметила, что книги о Гарри Поттере популярны в подростковой среде, в отличие от отечественных и зарубежных классический литературных произведений, которые упоминаются опрошенными детьми единично. "Нас особенно беспокоит, что подростки практически не читают научно-познавательных книг", -  подчеркнула Веденяпина. По ее словам, только 13 процента подростков сообщили, что за последние полгода их семья приобрела не менее 10 книг, а 38 процентов признали, что у них дома имеется не более 100 книг и то, как правило, приобретенных случайно. "От невнимания родителей страдают, прежде всего, маленькие дети, в которых, в результате, могут так и не развить желание читать - каждый третий первоклассник ответил, что дома ему никто не читает, к четвертому классу таких детей - уже две
трети", - сказала она.
Конференция проводится  в рамках Фестиваля "БиблиОбраз" с целью обсуждения вопросов, связанных с реализацией прав детей и подростков на качественное обучение чтению, на выбор высокохудожественной литературы.
Выступавшие отмечали, что проблема нежелания детей читать и воспринимать смысл прочитанного часто кроется в раннем возрасте, когда дети начинают осваивать технику чтения. В школе часто применяются методики, неадекватные особенностям детского возраста, необоснованно форсируется процесс обучения чтению, в ущерб здоровью. Таким образом, "речь идет о нарушении прав детей
на качественное образование", считают педагоги.