Мурманск
!
0 °C

Путешествие в "медвежий угол"

"ТВ-21" открывает новый проект – «Медвежий угол». В нем мы будем рассказывать о жизни отдаленных сел Кольского края. Сегодня мы отправляемся в Кашкаранцы.
09.11.2007, 18:05
24

ТВ-21» открывает новый проект – «Медвежий угол». В нем мы будем рассказывать о жизни отдаленных сел Кольского края. Сегодня мы отправляемся в Кашкаранцы.

Александр Сидоров – потомственный метеоролог. Метеостанцию в Кашкаранцах образовали в  46 году,  а его отец  приехал в это село в 49... Здесь, в двух шагах от моря, родился и Александр. Он никогда надолго не уезжал из Кашкаранцев.  За три недели отпуска в теплых краях успевает соскучиться по свежему воздуху и шуму Белого моря. Его дом - метеостанция. Каждые четыре часа он, изо дня в день, выходит на метеоплощадку замерить силу ветра, температуру, осадки и передать  всю информацию в центр.

Зимой, когда замерзнет Белое море, начнется спокойная пора у смотрителей кашкаранского маяка. Это двадцатиметровое сооружение из бетона и металла видно с берега за десяток километров. Его построили в  78 году прошлого века, а до этого тут стоял деревянный маяк. На маяке постоянно работает восемь человек. Его смотритель Сергей Гундалов -  тоже коренной помор.

Кроме маяка и метеостанции, в Кашкаранцах  есть православный храм, библиотека, два магазинчика. Когда-то тут жили 400 человек. В начале 20-го века здесь располагались богатые рыбацкие артели. При советской власти  здесь был колхоз-миллионер.

Кашкаранцы село древнее. Дух старины тут чувствуется во всем. Из 40 домов почти все построены в старинном поморском стиле: небольшие,  невысокие, некрашеные с большим количеством окон. Дома просторные. Ведь семьи на Терском берегу были большими. Окошек много чтобы скудное призаполярное солнце проникало внутрь. Сегодня многие столетние кашкаранские дома стоят заколоченными. Их хозяева если и приезжают, то летом.

Анна Дворникова - рыбачка. Когда была молодая, то ловила рыбу на Мурманском берегу,

била морского зверя на Терском, пилила доски на лесозавод. Говорит, что «всякого хлеба пришлось поесть». Несмотря возраст  и старческие болячки, Анна Александровна сохраняет оптимизм. Она уверенна, что хоть сегодня ее село еще выглядит немного заброшенным, но мало-помалу возрождается. Коренная поморка уверена, что тяжелые времена для Терского берега позади.