Мурманск
!
-3 °C

Сверхзадача для мурманчанина Валерия Бабурина - вернуть бездомных к нормальной жизни

Люди, которых нет, в стране, которой они не нужны: жизнь бездомных как она есть. Можно ли вернуть к нормальной жизни бездомных?
17.04.2008, 11:22
10

Люди, которых нет, в стране, которой они не нужны: жизнь бездомных как она есть. Можно ли вернуть к нормальной жизни бездомных?

Валерий Бабурин - руководитель общественной организации «Улицы». Вот уже 10 лет он вместе с добровольцами кормит бездомных, уговаривает их искать работу, проходить медицинское обследование.

Суббота. Девять утра. Валерий Бабурин готовит обед на 40 человек. Бывший охранник, токарь, учитель истории переквалифицировался в медика, психолога и повара.

Продукты он покупает на пожертвования, а 10 лет назад, когда возникло желание помочь бездомным, отоваривался в магазинах только на свою зарплату.

Для самого Валерия шок стал началом его пути. На этих кадрах любительской съемки - лето 1998 года. Основатель Улиц знакомится с пятью бездомными, которые обосновались в лесу неподалеку от Жилстроя. Пять человек - изба да землянка. О том, что в 20 веке можно жить, как в каменном, Валерий даже не подозревал.

Самому молодому из пятерых - Андрею, всего 32 года. Старшему за 60. На момент съемки они уже второй год жили в лесу. Зарабатывали, продавая черный метал, собирали бутылки, разгружали вагоны. Изба досталась им по наследству.

Некий Юра по прозвищу Фантомас жил в лесу с 81-го года, это в то время, когда официально в нашей стране бездомных не было. Сейчас их 3 миллиона, но статистика опять врет. Просто посчитать всех таких леших невозможно. Эти пятеро раньше жили в подвалах. Но с радостью перебрались в лес - подальше от таких же бомжей.

Валерий варит кашу и рассказывает немудреную философию уличной жизни. Кстати, не называет таких людей бомжами - говорит, это унижает. Ведь бездомность - проблема общества, государства. А у нас в стране ее привыкли считать исключительно личной трагедией.

Когда все готово, он выезжает на точку. С собой канистра чая и баулы с горячим обедом. Стол прямо под открытым небом. Обо всех, кто приходит в трапезную, Валерий знает по чуть-чуть. Один воевал в Чечне, не смог вернуться к жизни на гражданке, ушел из дома. Вот Виктор - у него отказали ноги - стал ненужным на работе. Год назад его избили подростки и бросили в костер, у него почти полностью сгорело правое ухо. Баба Шура и баба Надя подружки - у них есть крыша над головой, но нет денег на еду. Пенсию до копеечки отдают за квартиру.

Не все из них, как говорят, вконец опустились - есть люди, которых подвал и помойки хоть и унизили, но не сломали.

Вернуть к нормальной жизни этих людей для Валерия Бабурина - сверхзадача. Через еду, через труд. Последние несколько лет он вместе с бездомными сажает деревья и строит детские площадки. На стадионе перед двадцатой школой летом установили футбольные ворота.

В 98-ом государство спасало обесценившиеся деньги. А в лесу на Жилстрое пытались спастись обесценившиеся жизни. Хватаясь друг за друга как за соломинку.

Для собак в нашем городе есть приют. А для людей есть только улицы. Спустя 10 лет Валерий Бабурин вновь на Жилстрое. Это здание старого общежития - возможно, будущее пристанище для бездомных.

В Мурманске не меньше тысячи человек нуждаются в крыше над головой. Их образ жизни не оправдывает Валерий. Он знает - многие из них ни за что не хотят работать - из принципа. Кто-то из них не ворует ради пропитания, а убивает ради бутылки. Но еще он верит, в то, что тех, кто хочет спастись - вытащить можно. Двое из того лета 98-го вернулись к нормальной жизни. Один пропал без вести. Двоих с особым цинизмом убили пьяные матросы, тела сожгли. К сожалению, горстка добровольцев не смогла помочь всем нуждавшимся. Бездомность - проблема государства, а не одного человека.