В порту Висмар в Германии на судостроительной верфи «Акер Ярд» состоялась приемка дизель-электрохода усиленного ледового класса «Мончегорск». Это второе из пяти судов собственного флота, строительство которого ведет ОАО ГМК «Норильский никель».
Этого момента все, кто собрались в зале для официальных встреч немецкой компании «Акер Ярд», ждали почти два года. Глава верфи и руководитель дирекции транспортно-логистического комплекса ГМК «Норильский никель» Юрий Головин подписывают протокол. В 12.10 по берлинскому времени судно стало российским.
От офиса до судна пешком всего полкилометра. Но высокие гости несутся почти вприпрыжку - до того хочется своими глазами увидеть исполинское сооружение. Дизель-электроход дедвейтом 14,5 тысячи тонн способен преодолевать в условиях самостоятельного плавания полутораметровые арктические льды. Новое судно будет ходить по трассе Мурманск - Дудинка - Мурманск, доставляя на Таймыр генеральные грузы и вывозя с полуострова никелевую руду и фанштейн.
На причале верфи «Акер Ярд» собираются кораблестроители, представители ГМК «Норильский никель», почетные гости, несколько съемочных групп немецких телекомпаний.
Начинается торжественная церемония приемки судна. В первом ряду - Нина Намсараева. Она много лет прожила в Мончегорске, там остались ее друзья, с этим городом у нее связано много воспоминаний. Теперь будет еще одно - через несколько минут ей придется окрестить новый пароход и дать ему имя.
Нина исповедует буддизм, она нарекла судно именем "Мончегорск" и, окрестив его по старинному морскому обычаю, призвала на помощь морякам еще и Будду.
Это второй дизель-электроход, который построила горно-металлургическая компания. Капитан «Мончегорска» Сергей Кудрявцев ходил на многих судах, в том числе и на первом судне этой серии, которое называется "Норильский никель".
Для директора компании «Акер Ярд» работа с «Норникелем» - это не только выгодный заказ стоимостью 82 миллиона евро, но и возможность создать самый современный дизель-электроход в мире.
Капитан в новенькой, еще пахнущей краской рубке рассказывает крестной маме Нине Намсараевой об особенностях электрохода. А он поистине уникален. Это судно двойного действия. Когда дизель-электроход встретит в Арктике тяжелые льды, он сможет развернуть свое рулевое устройство, которое называется азипод, и продолжать движение кормой вперед. Азипод как бы размывает массы воды под ледяным покровом и пароход своим весом очень легко преодолевает льды, при этом сохраняя коммерческую скорость.
Два года назад ГМК "Норильский никель" приняла решение о строительстве собственного флота. Он обеспечит не только экономическую безопасность компании, но и позволит снизить транспортные издержки на 25-30 процентов.
В начале ноября верфь «Акер Ярд» сдаст еще одно судно, его название «Заполярный», а на подходе еще два - «Талнах» и «Надежда».
Новые суда назовут в честь крупнейших промплощадок «Норильского никеля». Пять современных дизель-электроходов составят флот компании. К опыту ГМК уже присматриваются нефтяники. Но уже сейчас можно сказать, что «Норникель» опередил не только российские, но и зарубежные корпорации, создав собственный флот в рекордно короткие сроки.