Канатную дорогу реставрируют?

К выполнению уникального проекта приступила группа энтузиастов-краеведов. Они живут в разных городах Мурманской области. Но объединяет их огромный интерес к истории Заполярья времен второй мировой войны.

К выполнению уникального проекта приступила группа энтузиастов-краеведов. Они живут в разных городах Мурманской области. Но объединяет их огромный интерес к истории Заполярья времен второй мировой войны.

Несмотря на то, что открылись многие архивы по прежнему многие события тех времен представляют собой одно большое белое пятно. Одна из загадок - военно-транспортная канатная дорога, которую фашисты соорудили на Кольском полуострове в начале войны.

По данным некоторых историков, ее протяженность составляла 55 километров - это была самая длинная канатная трасса во всей Европе. Другие специалисты заявляют - не было никакой дороги.

Так вот, в Мурманске нашлись энтузиасты, которые не только документально доказали существование этого уникального объекта, но и пытаются воссоздать ее часть.

Титовка. Всякий, кто едет в Норвегию, Никель, Заполярный останавливается тут: пограничный КПП, кемпинг, небольшое кафе. Уже много лет живет тут Виталий Козлов, окрестные сопки на десятки километров вокруг знает, как свои пять пальцев. Места эти примечательные. Тут семьдесят лет назад проходила государственная граница. На этих сопках немцы перед войной создавали плацдарм для нападения на Советский Союз. Дорога от Печенги до Западной Лицы была так себе. А зимой ее так испортило, что не проехать не пройти.

И с началом войны, когда фашисты увязли в сугробах, было принято решение строить канатку.

По воспоминаниям Вингельма Гесса, эту дорогу разобрали и привезли сюда из Австрии, монтировали в военных условиях в 1942 году, затем в течение всей войны отсюда из Печенги до Лиинахамари до Западной Лицы возили по ней боеприпасы.

Свидетельств того, что дорога была и функционировала немного. Генерал Щербаков, командующий армией, о ней упоминает лишь вскользь. Возможно, это просчеты нашей военной разведки - фашисты дорогу охраняли как зеницу ока, в условиях бездорожья это была важная транспортная артерия, существенно помогавшая немцам воевать на севере.

Но это показало и наш героизм: мы лежали в снегу в окопах, а немец ездил канатной дорогой, но все такие не доехал.

После войны наши дорогу разобрали, и большую часть деталей вывезли.

Старожилы говорят, что в конце 40-х горы металлолома долго валялись в центре Мурманска, даже была идея собрать канатку в городе. Но много деталей: колеса, канаты, сиденья и по сей день лежат на сопках.

Виталий Козлов с товарищами собирает старые детали канатки, привозит на Титовку, пытаясь воссоздать, конечно не все пятьдесят пять километров - но хотя бы часть этого уникального инженерного сооружения.

Столб стоит на том месте, где стоял немецкий столб и даже, обратите внимание, в них анкера еще немецкие заделаны.

Пока удалось установить всего один столб. Будет по меньше мере десять. Этой осенью предполагается собрать натяжные станции, протянуть канаты, повесить сиденья.

В конечном итоге воссозданная фашистская дорога будет около километра длинной.

Если у ее строителей все получится, прокатится на ней можно будет уже будущем летом.

 

 

Архив новостей

Новости наших партнёров

X