Мурманск
!
-3 °C

И еще немного об "Арктике"

3 октября 2008 года в 10:35 остановлен второй реактор атомного ледокола «Арктика», находящегося в хозяйственном ведении ФГУП «Атомфлот» госкорпорации «Росатом»
06.10.2008, 10:15
11

 3 октября 2008 года в 10:35 остановлен второй реактор атомного ледокола «Арктика», находящегося в хозяйственном ведении ФГУП «Атомфлот» госкорпорации «Росатом».

Ядерная Энергетическая Установка (ЯЭУ) первого ледокола в серии атомоходов второго поколения прекратила работу в связи с завершением активной эксплуатации судна.

Само по себе это событие скорее технологического характера, и при производственной необходимости остановка реакторов проводится на атомных ледоколах достаточно регулярно. Но в данном случае остановка ЯЭУ подводит черту 33-летней эксплуатации атомохода, чье имя навечно вписано в историю. Именно «Арктика» 17 августа 1977 года впервые в мире достигла географической точки Северного полюса в активном надводном плавании.

Замечательно то, что это выдающееся событие было далеко не единственным в биографии атомного ледокола. «Арктика» с ее большими техническими возможностями продолжила эстафету замечательных дел и свершений в использовании мирного атома на морских просторах Севера, начатую первым атомным ледоколом «Ленин» еще в 1960 году. За полгода до достижения Северного полюса, в феврале 1977 года ледокол совершил экспериментальный рейс к полуострову Ямал и в течение 50 суток обеспечивал доставку грузов хозяйственного назначения в этот, прежде почти недоступный зимой район.

Особая миссия выпала атомоходу «Арктика» в 1983 году, когда в Восточном районе трассы Северного морского пути сложилась аномально тяжелая за весь ХХ век ледовая обстановка. Под угрозой зимовки, а то и угрозы быть раздавленными во льдах Айонского массива и в других местах, оказались десятки судов, доставлявших грузы для побережья Крайнего севера и Сибири. Благодаря самоотверженным действиям экипажа ледовая драма на Востоке была прекращена, а грузы, жизненно необходимые северянам в течение долгой полярной зимы, были доставлены по назначению. В мае 2000 года, на 25-м году эксплуатации, атомоход «Арктика» установил впечатляющий рекорд – ровно год он проработал без заходов в порты. 24 августа 2005 года – еще одно уникальное достижение: атомоход прошел миллион морских миль. 30 июня 2008 года, накануне выхода в свой последний рейс, атомоход «Арктика» покорил другую небывалую высоту, на этот раз технического порядка. Реакторы на ледоколе выработали больше 175 тысяч часов своего эксплуатационного ресурса. А ведь проектный ресурс ЯЭУ атомохода составлял 100 тысяч часов. На «Арктике» учеными впервые была доказана возможность продления ресурса ЯЭУ до 150 тысяч часов, что взято на вооружение при реализации программы продления сроков эксплуатации других атомных ледоколов. Кстати, проектный срок эксплуатации самой «Арктики» превышен на 8 лет.

Остановка реакторов атомохода «Арктика» еще не означает, что биография замечательного судна завершена, и он сразу подлежит утилизации. Появились различные предложения, как можно было бы продолжить использование ледокола в ближайшие годы, но они требуют глубокого обсуждения и осмысления.

Сегодня днем состоятся проводы на заслуженную «пенсию» атомного ледокола «Арктика», первым достигшего Северного полюса. Его реактор будет заглушен, причиной чему служит завершение активной эксплуатации судна.

«Арктика» - головной корабль серии проекта 10520, был заложен 3 июля 1971 года на стапелях Балтийского завода. Уже 26 декабря 1972 года судно было спущено на воду, а в 1975-м введено в эксплуатацию. Атомоход в августе 1977 года смог пробиться сквозь тяжелейшие льды в географическую точку полюса. За этот поход ледокол был награжден орденом Октябрьской Революции.