Как справиться с потопом и сберечь воздух?

«Норильский никель» на фоне финансового кризиса задумался над реализацией своей инвестиционной программы. В частности, по освоению месторождений, расположенных в Австралии.

«Норильский никель» на фоне финансового кризиса задумался над реализацией своей инвестиционной программы. В частности, по освоению месторождений, расположенных в Австралии.
Как заявил заместитель генерального директора "Норникеля" Олег Лобанов, ГМК очень критично смотрит на зарубежные проекты, так как они более дорогие. Но в то же время компания намерена сосредоточить усилия на развитии отечественных месторождений, и в числе самых приоритетных проектов назван рудник "Северный глубокий". Он расположен в Заполярном.

Самих горняков волнуют проблемы, далекие от мирового экономического кризиса. Затяжная осень и дожди привели к тому, что вода постоянно затапливает горные выработки и мешает добыче руды. Наша съемочная группа - Сергей Юдков, Александр Саницкий и Владимир Крылов, спустились под землю на глубину в полкилометра - и посмотрели на то, в каких условиях трудятся заполярные горняки.

 

Путь в подземелье - широкий тоннель. Довольно-таки приличная, освещённая фонарями каменная дорога. Верхняя точка рудника - плюс 190 метров. Сначала нам нужно опуститься до уровня моря, а затем, уже по менее просторному тоннелю, проникнуть вглубь горы, где и ведутся основные работы по добыче медно-никелевой руды. Наши проводники по подземным коридорам - работники Кольской ГМК энергетик Анатолий Подорожкин и водитель Леонид Ковалев. Проработав под землей уже не один год, с первых дней строительства рудника, они чувствуют тут себя как дома.

 

Мысли, что над твоей головой - толща породы весом в миллиарды тонн, и что окажись тут один, непременно бы заблудился и никогда не нашел бы дороги обратно, не покидают. Но наш водитель уверен, он знает тут каждый закоулок, каждую ямку.

 

Под землей есть свои правила дорожного движения. Пешеходов не так много, а вот транспорт по глубинным тоннелям передвигается серьезный - не пропустишь, создашь пробку - и все.

 

Обмундирование горняков незатейливое - сапоги, чтоб не промокнуть, обязательно каска, фонарь и противогаз на всякий случай, ведь под землей все может случиться.

Но на всякий случай горные выработки укреплены бетоном и мощной железной арматурой. Между одним горизонтом и другим - шестидесятиметровые прослойки. По тоннелям гоняют самосвалы и буровая техника. Одновременно на всех этажах этого высотного подземного города трудится около 200 человек. До самой низшей точки - 1,7 километра, рабочим приходится добираться более часа. Там находятся насосы, откачивающие воду.

Вода - настоящее бедствие для горняков. Шумными ручьями она течет сверху вниз всегда, в любое время года. Больше всего ее весной по время паводка и по осени, в период дождей. На глубине в полкилометра нет ни зимы ни лета - температура воздуха почти всегда одинаковая: плюс 10 - плюс 13 градусов. В особо холодные зимы воздух, подаваемый внутрь шахты, немного подогревается. А чтобы он не выходил наружу, тоннели перегораживают шлюзами.

Наше путешествие под землей продолжалось три часа. За это время мы прошли около пяти километров по шпалам и еще не оборудованным штольням, проехали

по нескольким подземным горизонтам. И увидели лишь малую часть рудника. Горняки говорят - нужно потратить не один месяц, чтоб побывать на всех уровнях этого огромного подземного города.

Архив новостей

X