А у вас молоко убежало....

К концу декабря из магазинов могут пропасть молоко и молочные продукты. К таким последствиям приведет вступление в силу нового технического регламента на эту продукцию.

 К концу декабря из магазинов могут пропасть молоко и молочные продукты. К таким последствиям приведет вступление в силу нового технического регламента на эту продукцию. Чиновники не успели подготовить соответствующие сертификаты, и товары производителей не смогут соответствовать новым требованиям.

Техрегламент на молоко и молочные продукты, который вступает в силу с 20 декабря, может преподнести неприятный сюрприз потребителям. Вместо того чтобы помочь выбирать качественную продукцию, новый документ грозит оставить их вовсе без этих важных продуктов. Хотя регламент был одобрен Госдумой еще в мае, производители молочной продукции не готовы соответствовать его требованиям.

По новым правилам, молоком сможет называться только продукт «с массовой долей жира не более 9%», изготовленный из сырого молока и (или) молочных продуктов, подвергнутый термической или другой обработке, чтобы привести в норму его составные части. Главное, чтобы в нем не содержалось сухого молока – как цельного, так и обезжиренного. Продукты с такими составляющими, а также изготовленные из концентрированного (сгущенного) молока, будут именоваться «молочным напитком».

Таким понятиям, как «сливочное масло», «сыр», «сливки» и «творог», регламент тоже вернет их первоначальный смысл. Всего документ содержит порядка 100 определений и требует установить контроль над соответствием надписи на упаковке ее содержимому. От ограничения нельзя будет увильнуть, используя слово «молоко» или «масло» как фирменное название.

Этот регламент – первый подобный отраслевой документ, который будет введен в действие в соответствии с законом о техническом регулировании. То есть именно на нем будет «обкатываться» новый формат госконтроля за качеством продукции.

Однако, по-видимому, первый блин как всегда получается комом.

Надзорные органы начнут выдавать сертификаты на продукцию только за три дня до вступления регламента в силу – 17 декабря. «Производители просто не успеют до введения регламента сертифицировать свою продукцию, заказать новую упаковку»,– поделился сомнениями глава «Вимм-Билль-Данна» Давид Якобашвили с агентством «Интерфакс». Если учитывать, что количество наименований продукции приблизительно составляет от 300 тыс. до 500 тыс., с мнением бизнесмена можно согласиться. К тому же срок сертификации некоторых продуктов может превышать полгода. «Естественно, три дня не хватит на осуществление сертифицирования», – подтвердил «Газете.Ru» председатель экспертного совета «Деловой России» Антон Данилов-Данильян.

«Этот регламент принимался в спешке, в последний момент, поэтому там просто были допущены технические ошибки. Он даже не сырой, а просто не вычитанный», – добавляет эксперт. «Например, согласно этому документу просто невозможно производить творог или йогурт», – подтверждает представитель одного из крупных московских молокозаводов. В этом регламенте около 30 неточностей, на официальном уровне они признаны, от этого не легче, сетуют участники рынка. «Этот ряд технических ошибок может серьезно повлиять на условия и даже саму возможность полноценной работы всей отрасли», – опасается директор по корпоративным коммуникациям компании «Юнимилк» Павел Исаев.

«В течение 4–5 месяцев с тех пор, как он был одобрен, нужно было принять подзаконные акты, внести технические поправки, а этой работы не было проведено», – замечает Данилов-Данильян. Ею должно было заниматься Ростехрегулирование, но оно такую работу просто не проводило. Этим пришлось заниматься бизнесу, и поправки были поданы в правительство, где они затерялись. «Вина за это лежит на тех людях в Ростехрегулировании, которые просто идеологически не приемлют реформу и стремятся к возвращению прежних непрозрачных стандартов», – негодует эксперт.

Переходного периода для вступления новых правил в силу документ не предполагает. «Это является ошибкой регламента по молоку и молочной продукции, например, регламенты на масложировые и соковые товары предусматривают переходное положение», – говорит председатель правления Национального института технического регулирования Дмитрий Петров.

Таким образом, со вступлением регламента в силу с полок магазинов могут исчезнуть большинство молочных продуктов.

«Если делать все строго по закону, то первые дни после 20 декабря торговать молоком будет нельзя»,– уверен представитель одного из крупных производителей. «Проблемы возникнут неизбежно, их масштаб зависит от скорости реакции чиновников на проблемы», – считает эксперт Молочного союза России Владимир Лабинов.

По-видимому, история все-таки ни чему не учит, по крайней мере, российское чиновничество. Все эксперты рынка молока вспоминают алкогольный кризис 2006 года. Тогда с 1 января была введена ЕГАИС для производителей и импортеров алкоголя. Новых акцизных марок, благодаря которым должен был начаться учет, не было, потому что министры не успели принять постановление, регламентирующее их выпуск. Это поставило алкогольную отрасль в крайне сложное положение: производство в январе – феврале было практически остановлено. А с введением ЕГАИС для оптовых продавцов начал действовать и запрет на торговлю алкоголем со старыми акцизными марками, после чего с прилавков на несколько недель исчез импортный алкоголь и вернулся заметно подорожавшим.

Некоторые участники рынка все-таки сохраняют оптимизм. Они надеются, что чиновники не начнут с первых дней вступления в силу регламента усиливать контроль и на праздники российские граждане все-таки смогут побаловать себя сметаной и кефиром.

gazeta.ru

Архив новостей

X