Мурманск
(
3 °C

Только самолетом можно долететь ...

Из Краснощелья - одного из самых глухих сел Кольского полуострова, вернулась делегация, в составе которой были представители правительства Мурманской области и руководства Ловозерского района. Они приняли участие в сельском сходе. Чиновникам пришлось высл
17.02.2009, 20:17
77
Из Краснощелья - одного из самых глухих сел Кольского полуострова, вернулась делегация, в составе которой были представители правительства Мурманской области и руководства Ловозерского района. Они приняли участие в сельском сходе. Чиновникам пришлось выслушать немало нелестных слов в свой и в чужой адрес.

Общая мысль, которую пытались донести до них жители отдаленки - нас забыли, и никому нет дела до наших бед. Представители власти, напротив, убеждали селян, что все поправимо, нужно лишь еще немного подождать.

Сельский хор Краснощелья репетирует своё выступление. Женщины надели яркие народные наряды, ведь село многонациональное - живут тут и русские, и саамы, и коми -ижемцы, и ненцы. К прилету каждой делегации с большой земли активистки хора сочиняют частушки - про то, что света нет в селе большую часть суток, полки в магазинах пусты, бани нет, единственная лошадь сдохла.

На сельский сход женщины решают идти в обычной одежде. А чего наряжаться, если все равно никто ничего не разглядит - в тесном зале местного клуба темно. Свет дадут только вечером. Частушки, спетые в самом начале заседания, начальство с большой земли не огорошили. Ждали,что не хлебом-солью встретят.

Вопросов много: почему так редко летает самолет, почему так дорого стоят билеты - у местных есть льготы, а вот чтоб детям, уехавшим в Мурманск, навестить родителей и добраться до Краснощелья на самолете, надо заплатить 5-6 тысяч рублей. В Москву дешевле слетать. Бабушки говорят - умрем, хоронить будет некому.

86 летняя Марфа Степановна Терентьева - одна из старейших жительниц села, ветеран войн, участница знаменитых оленетранспорных отрядов, на оленях на передовую возила снаряды.

Сегодня Марфа Степановна уж говорит с трудом, сама лететь никуда не собирается, но вот детей и внуков увидеть хотела. Семь дочерей она родила и одного сына - почти все разлетелись по стране, чтоб добраться в Краснощелье всей семьей, денег не накопить. Но даже если деньги и есть - самолет летает, как погода позволит, порой месяцами не дождешься. Сейчас еще можно с горем пополам и с риском замерзнуть добраться на снегоходе по зимнику - каких-никаких продуктов привезти, но весной село будет отрезано от Большой земли. Люди возмущаются - по соседству располагаются богатые лагеря, где их семгу ловят иностранные миллионеры, и у них все блага цивилизации.

Правда, у жителей Краснощелья тоже есть спутниковые антенны, но всё упирается в одно - большую часть суток в поселке нет электричества.

Вот он - тот самый злополучный, вечно ломающийся и дышащий на ладан дизель. Латаный- перелатанный, топливо с маслом ручьями течет.

Свет в поселке дают утром на два часа и вечером - времени хозяйкам едва хватает, чтобы стиральные машинки зарядить.

Районное начальство и представителей регионального правительства всеми этими проблемами не удивишь. Заместиель главы Ловозерокого района Геннадий Кравченко знает, как решить многие проблемы - дизель надо покупать новый, энергоемкий и надежный, обещает, что его привезут и установят до новой зимы. Надо искать новую технику, чтоб завозить топливо и продукты не только зимой, но и летом, когда потребуется. В общем, оптимизм в речах власти присутствует - люди в селе должны жить в цивилизованных условиях.

Самолет с начальством улетел. Жители глухого Краснощелья остались наедине со своими проблемами. Без света, с пустыми полками в магазине, оторванные от большой земли. Говорят: «Жили сто лет - проживем и еще»...