Какое будущее у легендарной подлодки?

Этот угол называют «паучьим». Здесь пыльно, темно, и кроме моряков сюда давно никто не заглядывает. Три года «Ленинский Комсомол» стоит в эллинге. Топливо выгружено, реакторный отсек вырезан, все самое секретное скручено. Все остальное - мало кого интересует.

51 год назад была спущена со стапелей Северодвинского завода «Севмаш» первая атомная субмарина К-3. Она получила имя «Ленинский Комсомол». Эта легендарная подводная лодка стала предметом зависти всех морских держав.

 Такой современной боевой техники на тот момент кроме как у Советского Союза не было ни у кого. Но даже у легенды, есть срок годности. «Ленинский комсомол» давно выведена из состава флота. А вот где она стоит и каково ее будущее узнали наши корреспонденты Наталья Соловьева, Сергей Романец и Сергей Пашков.

Это последний экипаж легендарной К-3. Каждое утро они приходят к своей лодке на судоремонтный завод «Нерпа».

Этот угол называют «паучьим». Здесь пыльно, темно, и кроме моряков сюда давно никто не заглядывает. Три года «Ленинский Комсомол» стоит в эллинге. Топливо выгружено, реакторный отсек вырезан, все самое секретное скручено. Все остальное - мало кого интересует.

- Есть чувство горечи и обиды за то, что мы оставляем такой корабль, - говорит командир экипажа К-3 Андрей Тищенко. - Его судьба дальше не известна.

Зато легендарное прошлое этой лодки знают и помнят. Ее историческая значимость не меньше, чем у «Авроры», или, например, у космического корабля «Восток». К-3 заложили на заводе «Севмаш» в Северодвинске в 1954 году. Спустили на воду в 1957. Доселе невиданные темпы строительства. Это был первый советский атомоход, рождавшийся под покровом строжайшей секретности.

Разработанная сталь, позволяла лодке погружаться на немыслимую для того времени глубину 300 м, реакторы изготовили в Горьком, в Обнинске на специальном стенде стажировался экипаж. Всего 350 предприятий и организаций «по кирпичикам» соорудили чудо-корабль. Даже сейчас глядя на все, что осталось от этого «гидрокосмического» челнока - нельзя не удивиться новаторству инженеров. Они разрабатывали новые обтекаемые формы.

Подводники говорят -  у каждой лодки свой неповторимый силуэт. К-3 знаменита своей округлой рубкой именно она вошла в исторические хроники. Под ледяным панцирем «Ленинский Комсомол» стала первой советской атомной субмариной достигшей Северного полюса

Это произошло 17 июля 1962 года в 6 часов 50 минут и 10 секунд. Подводная лодка К-3 прошла точку Северного полюса Земли. А потом всплыла. Экипаж водружал флаг на снежных торосах. Попутно подводниками были сделаны и научные открытия. Была обновлена карта океанического дна.

Капитан Андрей Тищенко и экипаж, служат на списанной лодке уже много лет. С 1991 года «Ленинский комсомол» стояла в Гремихе. Три года назад, ее решено было отбуксировать на судоремонтный завод «Нерпа». И 8 человек отправились в последнее плавание вместе с К-3. На понтонах уже нежизнеспособную лодку заводили в эллинг.

X