«7 чудес на краю света»: атомный ледокол «Ленин»

Сегодня - рассказ об объекте, который с полным правом может стать одной из визитных карточек Мурманска: атомный ледокол «Ленин» - первый в мире атомоход.

Мы продолжаем представлять претендентов на получение почетного титула «Чуда на краю света». Напомним, этот народный конкурс проводит телекомпания ТВ-21 при поддержке регионального министерства экономического развития, комитета природных ресурсов и всемирного фонда дикой природы. Сегодня - рассказ об объекте, который с полным правом может стать одной из визитных карточек Мурманска: атомный ледокол «Ленин» - первый в мире атомоход.

1959 год. Ленинград. Уникальные кадры черно-белой хроники. Событие, как тогда представлялось, всемирного масштаба - почти запуск спутника. Первый в мире атомный ледокол — фантастика! - построен в Советском Союзе на Адмиралтейском заводе. Спущен на воду, и вот - подъем флага.

Решение о строительстве атомохода было принято на 20-м съезде партии, и на его сооружение были брошены все силы науки и производства. Авторы идеи создания атомной судовой установки - академики Курчатов и Александров. Это был небывалый эксперимент - первый опыт использования ядерной энергии в мирных целях. На этих кадрах - первый экипаж Ленина и первый капитан - знаменитый Павел Акимович Пономарев.

Мощность по тем временам небывалая: обычный ледокол - 10 тысяч лошадиных сил, атомный - 44 тысячи лошадей. Никакой арктический лед не страшен. Водоизмещение - 18 тысяч тонн. Гигант, да и только!

И вскоре после поднятия флага «Ленин» вышел на ходовые испытания. В марте 60-го атомоход прибыл в порт приписки Мурманск. Потом - ледовые испытания в Карском море, уже не на чистой воде, а во льдах. Еще через полгода, в августе 60-го - ледокол вышел в свой первый арктический рейс, в первую арктическую навигацию длиной в 10 тысяч миль. Потом, через годы, мили стали считать уже не десятками, а сотнями тысяч.

В 61-м году на место капитана Пономарева пришел Борис Макарович Соколов - прославленный мореход водил атомоход в Арктику почти 30 лет. И летом 89-го Борис Соколов вывел атомоход в последний рейс, на проводку транспортных судов - из Мурманска в восточный сектор Арктики.

26 ноября 1989 года атомоход пришел в Мурманск и больше из Кольского залива не выходил. Споров, что делать с отслужившим свой век ледоколом, было много — случалось, чаша весов склонялась к тому, чтобы пустить «Ленин» на иголки. Его хотели продать Южной Корее на металлолом. И во многом благодаря Борису Макаровичу Соколову, обившему немало высоких порогов в Москве, этого не случилось. Было принято решение превратить первый советский атомоход в музей истории развития Арктики.

Капитана Соколова уже нет в живых. Сейчас его кабинет занимает Александр Костерин - он третий за всю историю атомохода капитан. И ему, увы, не судьба вывести ледокол в Арктику. Но хлопот много. Особенно сейчас, когда случилось невероятное, и атомоход встал на вечную стоянку у причала Мурманского морского вокзала. Сегодня Костерин и капитан, и главный экскурсовод.

Экскурсии по атомоходу теперь будут проводиться всегда. Все желающие - мурманчане, гости города, могут подняться на борт, пройтись узкими коридорами, побывать в каюте капитана, посидеть в креслах, в которых когда-то сидели именитые гости, посещавшие ледокол - Юрий Гагарин, Фидель Кастро, посмотреть машинное отделение, капитанский мостик, и даже сквозь узкое окошко взглянуть на реакторный отсек атомохода.

И это только начало - ведь еще далеко не все мурманчане знают, что атомоход «Ленин» стоит у причала морского вокзала. Что уж говорить об остальной России. Уже сегодня можно с уверенностью говорить, что первый в мире атомоход станет одним из главных туристических объектов Мурманска - и не исключено, что именно он будет признан одним из 7 чудес на краю света.

Архив новостей

X