Арктические экспрессы на трассе Севморпути

В Мурманск из арктического рейса вернулся дизель-электроход усиленного ледового класса «Заполярный». Это контейнеровоз усиленного ледового класса. Принадлежит он горно-металлургической компании «Норильский никель». На борту дизель - электрохода «Заполярный» из Дудинки в Мурманск - находилась съемочная группа ТВ-21 - Сергей Юдков и Александр Саницкий выясняли зачем горно-металлургической компании понадобился свой собственный флот.

В Мурманск из арктического рейса вернулся дизель-электроход усиленного ледового класса «Заполярный». Это контейнеровоз усиленного ледового класса. Принадлежит он горно-металлургической компании «Норильский никель». На борту дизель - электрохода «Заполярный» из Дудинки в Мурманск - находилась съемочная группа ТВ-21 - Сергей Юдков и Александр Саницкий выясняли зачем горно-металлургической компании понадобился свой собственный флот.

Енисей - одна из самых больших и полноводных рек в России, седьмая в мире. Почти в самом ее устье расположен порт Дудинка - самый крупный в Сибири. Работает порт круглый год. За исключением короткого периода времени, когда Енисей разливается и затапливает всю территорию порта. В лютые морозы, а они достигают в этих краях -60(!), порт не останавливается. Метровые льды в советские годы и после развала Союза тут ломали атомные ледоколы, проводили сюда из Мурманска сухогрузы, а затем сопровождали их обратно.

Основная продукция, которая отправляется из Дудинки в Мурманск, находится в контейнерах - это медно-никелевый файнштейн. Он предназначен для металлургов Кольской горно-металлургической компании.

Кроме файнштейна в Дудинке грузятся контейнеры с готовой продукцией, которая затем будет отправлена на экспорт - в Европу. Еще совсем недавно «Норильскому никелю» приходилось платить огромные суммы и за ледокольную проводку и за перевозку контейнеров. Экономисты подсчитали, что в себестоимости никеля и меди более трети - транспортные издержки. И в 2004 году в компании была принята стратегия достижения транспортной независимости. Причем была поставлена задача один ударом убить двух зайцев - на судостроительной верфи в Финляндии было заложено судно принципиально нового класса - дизель-электрический контейнеровоз усиленного ледового класса. Два в одном - и ледокол, и сухогруз. Он получил название «Норильский никель».

Прошло всего три года, и сегодня металлурги уже могут в полной ответственностью заявить, что монополия на трассе Северного морского пути разрушена.

К ним уже привыкли и в Дудинке и в Мурманске. «Норильский никель», «Заполярный», «Мончегорск», «Талнах», «Надежда», сегодня под флагом горно-металлургической компании ходит уже целый флот .

Все пять арктических экспрессов - близнецы-братья. Отличия есть, но невелики. Длина около 170 метров, ширина 23, судно может брать на борт до 16 тысяч тонн груза. Причем - может возить как контейнеры, так и навалочный груз.

Мы идем по трассе Северного морского пути на дизель-электроходе «Заполярный». Он построен на германской верфи и представляет собой все новейшие достижения мирового судостроения.

Экипажи новых дизель-электроходов сформированы из опытных моряков, которые в «Норникель» пришли из пароходства и атомного ледокольного флота. Сергей Ноговицын ходил на всех типах сухогрузов, работал на трассах Мирового океана - от Северного полюса до Антарктиды. Новыми дизель-электроходами и их оснащением не перестает удивляться.

17 тысяч лошадиных сил - три мощных двигателя, которые в зависимости от ледовой обстановки могут работать по отдельности. В машинном отделении - чисто как в аптеке, механизмы напичканы современной электроникой, устройство большей части которой экипажу даже знать не надо.

Сейчас, среди лета, электроход идет по чистой воде - скорость 15-18 узлов. Карское море считается самым холодным в мире, но и тут льды тают. На нашем пути встречается лишь совсем небольшой участок ледовых полей и нетающих айсбергов. Но наступит зима, и контейнеровозу усиленного ледового класса придется потрудиться, ломая полутора-двухметровые льды.

По Енисею, мимо острова Диксон, через Карские ворота - узкий пролив отделяющий остров Вайгач от Новой Земли и родное Баренцево море. Весь путь зимой дизель-электроход преодолевает за неделю, летом - менее чем за пять суток.

Несколько дней разгрузки в мурманском порту - загрузка пустых контейнеров, техники для Норильского комбината. И снова в арктический рейс - в заполярную Дудинку.

Архив новостей

X