Ржавая подлодка остаётся на морском дне

Атомная подводная лодка K-159 продолжает ржаветь на дне Баренцева моря. 30 августа исполнилось шесть лет с того момента, как она затонула у острова Кильдин - в районе, представляющем интерес для российских и норвежских рыбаков

Атомная подводная лодка K-159 продолжает ржаветь на дне Баренцева моря. 30 августа исполнилось шесть лет с того момента, как она затонула у острова Кильдин - в районе, представляющем интерес для российских и норвежских рыбаков. АПЛ K-159 класса "Ноябрь", выведенная из состава Северного флота в конце 80-х, затонула у входа в Кольский залив при буксировке в тяжёлых погодных условиях. Погибли девять человек из команды, находившихся на борту. Подводную лодку буксировали с базы в Гремихе на судоремонтный завод в Полярном, где её должны были утилизировать.

В двух реакторах, имеющихся на борту АПЛ, находятся стержни отработавшего ядерного топлива. С учётом износа оборудования реакторов и корпуса подводной лодки, на момент аварии изрядно повреждённого коррозией и продолжающего корродировать, её считают одним из самых опасных объектов в Северном Ледовитом океане.

В 2003 году, когда K-159 затонула, командование ВМФ России пообещало поднять её в 2004 году. Но в тот год ничего не было сделано, и с тех пор планы откладываются раз за разом.

В 2007 году BarentsObserver.com писал, что петербургскому конструкторскому бюро "Малахит", где разрабатывался проект 627, дано задание подготовить и представить предложения по возможному подъему АПЛ К-159.  Как сообщалось на сайте "Беллоны", в декабре 2007 года начальник экологической безопасности Вооруженных сил РФ Алевтин Юнак обещал, что решение примут в начале 2008 года на заседании Военно-промышленной комиссии при правительстве.

Тогда же, в 2007 году, спасательная служба британского министерства обороны заявила, что могла бы провести обследование двух реакторов затонувшей АПЛ, прежде чем будет принято решение о её подъёме с глубины 238 метров.

В интервью "The Sunday Times" руководитель спасательной группы Британской военно-логистической организации Морджин Дэйвис отметил, что здесь имеется элемент страха перед неизвестным. Группа Дэйвиса консультирует российские власти по вопросу K-159. Прежде всего, понадобиться отправить к кораблю подводные аппараты с дистанционным управлением, обрезать тросы понтонов по периметру, и разместить датчики для контроля за радиацией. Мы предполагаем, что корпус подлодки заполнен водой, так что её подъём в таком виде с такой глубины будет чрезвычайно затруднён, подчеркнул Дэйвис.

Как сообщал BarentsObserver.com, в 2007 году в рамках АМЕК, программы военного экологического сотрудничества в Арктике, был открыт радиационный мониторинг К-159. За прошедший период утечек радиации зафиксировано не было.

Кроме К-159, на дне Баренцева моря лежит ещё одна АПЛ, "Комсомолец", которая затонула в районе к югу от о. Медвежий 7 апреля 1989 г. На борту подлодки, находящейся на глубине 1600 метров и подверженной коррозии, имеется один реактор и две боеголовки. Несколько подлодок и реакторных отсеков было намеренно затоплено в Карском море к востоку от Новой Земли. В этом районе находится шесть реакторов с отработавшим топливом и десять реакторов, топливо из которых было выгружено. Все эти реакторы затопили после тех или иных ЧП, поскольку они представляли бы серьёзную угрозу радиационного заражения в случае хранения на флотских базах на Кольском полуострове или утилизации здесь же или в Северодвинске.

На данный момент нет никаких планов подъёма затопленных в Карском море реакторов. В ряде исследований было установлено, что пытаться поднять АПЛ "Комсомолец" будет более рискованно, чем оставить её на дне. Реактор и две плутониевые боеголовки из арсенала "Комсомольца" были частично герметизированы, чтобы предотвратить утечки радиации.

BarentsObserver

Архив новостей

X