Мурманск
!
5 °C

Детские дома: современное состояние и перспективы

Закроются ли в ближайшем будущем детские дома в Мурманской области, каким быть современному учреждению для детей-сирот, как подготовить воспитанников к самостоятельной жизни? Эти и другие вопросы стали предметом обсуждения на совещании руководителей учреж
22.10.2009, 11:23
48

Закроются ли в ближайшем будущем детские дома в Мурманской области, каким быть современному учреждению для детей-сирот, как подготовить воспитанников к самостоятельной жизни? Эти и другие вопросы стали предметом обсуждения на совещании руководителей учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, прошедшем в региональном министерстве образования и науки.


В настоящее время в области действуют 15 учреждений для детей-сирот: 13 детских домов, одна специальная (коррекционная) школа-интернат и одно негосударственное учреждение «Детская Деревня SOS, Кандалакша».


Численность воспитанников детских домов по сравнению с 2005 годом сократилась почти в 2 раза (с 999 до 508 в 2009 году). Это привело к закрытию 6 детских домов: по два в Апатитах и Мурманске, по одному – в Мончегорске и Кольском районе.


Действующие детские дома тоже не полностью заполнены. Однако вопрос о закрытии не стоит. Ежегодно свыше 400 детей становятся сиротами при живых родителях, которые судом лишены родительских прав. Зачастую семейное неблагополучие выявляется поздно, когда дети уже находятся в подростковом возрасте. Из состоящих на учете в региональном банке данных детей, оставшихся без попечения родителей, свыше 60% старше 10 лет. Для каждого пятого ребенка, лишенного родительского попечения, детский дом становится родным и единственным домом до совершеннолетия.


Не могут не вызывать тревогу и случаи возврата детей в учреждения из семей опекунов, приемных родителей. В 2008 году прекращена опека в отношении 20 детей, за 9 месяцев 2009 года – уже 13. Граждане, отказывающиеся от сироты, как правило, находят множество причин, чтобы оправдать свой поступок. Но как бы ни страдали взрослые, жертвой их ошибки в любом случае оказывается ребенок.


Вот потому смещаются акценты деятельности современных учреждений – от призрения детей на подготовку их к полноценной жизни в обществе.


В каждом учреждении есть служба психолого-педагогического сопровождения. Еще недавно эти службы занимались только воспитанниками, а сейчас работают и с семьями опекунов, приемных родителей, в которые переданы на воспитание бывшие воспитанники. Центр сопровождения для всех замещающих семей города успешно действует в областном Оленегорском детском доме «Огонек». Предусмотрены в областном бюджете средства на поддержку таких центров и в Мурмашинском и Зеленоборском детских домах. По мере сокращения численности воспитанников детские дома все больше становятся центрами по работе не только с детьми-сиротами, но и с семьями, воспитывающими детей и нуждающимися в поддержке государства. Квалифицированные кадры психологов, воспитателей, социальных педагогов, медицинских работников, имеющие большой опыт работы с детьми, могут оказывать консультативную помощь родителям и детям. Именно такова перспектива развития этих учреждений.


Все детские дома активно стремятся отыскать родственников своих воспитанников, восстановить, там, где это возможно, связи с родителями, пробудить их родительские чувства и желание восстановить права.


Руководители учреждений, делясь опытом и технологиями этой работы, с тревогой отмечают изменения в общественном сознании: отказ от собственных детей не обязательно ведет к позору и осуждению. Приводили и конкретные примеры. Женщина, лишенная родительских прав в отношении двоих детей, вышла замуж, родила еще одного, ведет нормальный образ жизни, берет старших детей в семью на выходные, но даже не собирается восстанавливаться в родительских правах. Это не единичный случай. А объяснения – дети потеряют льготы, не будут обеспечены жильем. Те самые благие намерения… При этом и сами дети находят оправдание таким мамам.


Останутся и базовые детские дома, специализирующие на воспитании подростков. Перед ними стоит задача создать такие условия для детей, чтобы восполнить то, что не дала кровная семья: научить пониманию психологии семейных отношений, умению вести домашнее хозяйство и семейный бюджет, принимать решения и отвечать за них – всему, чему другие учатся естественно и незаметно.


На совещании шла речь и об обеспечении безопасности воспитанников учреждений, о планировании и расходовании бюджетных средств, о проведении конкурсов, соревнований и праздников для воспитанников.


Актуальные вопросы организации опеки попечительства над детьми обсудят специалисты по охране прав детей на совещании 22 октября в региональном министерстве образования и науки.