Сейчас на западном берегу Кольского залива только небольшие поселки да старенькие причалы. В то же время берег восточный - Мурманский торговый порт - сплошь гигантские угольные горы. Уголь добывают в Кузбассе, основной его поставщик - компания "Кузбассразрезуголь" вместе со своими партнерами добывает до 60 миллионов тонн угля, половина идет на экспорт - его везут через всю страну и тут, в Мурманске, перегружают и отправляют в Европу. Наш порт уже с трудом справляется с такими объемами, а горожане задыхаются от угольной пыли.
Потому возведение нового порта на западном берегу - важная задача.
К новому порту будет построена ветка железной дороги от Мурмашей до Лавны длиной около 30 километров. А у самих глубоководных причалов смогут грузиться суда вместительностью в 120 и более тонн.
Немаловажно и то, что технология перегрузки угля должна кардинально отличаться от той, что применяется сейчас.
Все это делается для того, чтобы обезопасить окружающую среду от угольной пыли. Кроме того, новый порт - это новые рабочие места и, конечно же, налоги, приличная часть которых будет поступать в областной бюджет, ведь компания «Порт «Лавна» зарегистрирована в Мурманске. По заверению руководителей порта Лавна, возведение причалов и всей портовой инфраструктуры займет 28 месяцев. Но пуск его в эксплуатацию зависит прежде всего от того, как быстро будет построена ветка железной дороги.