Мурманск
!
1 °C

«Ночные новости»: проблемы исторического дайвинга

Кольский залив — музей военной истории, так говорят рег-дайверы, любители подводных погружений, исследователи затонувших кораблей
29.04.2010, 20:26
10

 Кольский залив — музей военной истории, так говорят рег-дайверы, любители подводных погружений, исследователи затонувших кораблей. На дне у мурманских берегов покоятся сотни судов. Большинство из них те, что в составе северных конвоев везли Советкому Союзу гуманитарную и военную помощь.


Погружение на дно Кольского залива недалеко от поселка Мишуково — момент исторический. Эти места для дайверов долгое время были закрыты. Сегодня водолазы обследуют судно, затонувшее в 44 году прошлого века. В прибрежной зоне его искали несколько лет.


Все данные о таких подводных музеях есть в госархивах. Корабли, затонувшие недалеко от берега, заносились в списки. Но в документах координаты указаны неточно. Транспортный корабль «Алькола Кадет» есть в этих документах, но на дне его найти удалось только сейчас, спустя 66 лет после крушения. Опуститься на глубину 25 метров и увидеть то, чего не прочтешь в канцелярских бумагах — редкая удача.


Погружение в Кольский залив осложняется очень сильным течением, здесь оно 2-3 узла. И только опытный дайвер сможет опуститься до самого дна.


С собой берут камеру — профессиональное оборудование помещается в специальные боксы. Это самое дорогое снаряжение во всей экипировке подводных туристов. В воде ей управляют с помощью многочисленных ручек.


Камеру во время погружения никогда не выключают. То, что не заметит водолаз, может случайно попасть в объектив. Вот внутри трюма, в деревянных контейнерах - знаменитые джипы «Виллис». Опознать разобранные автомобили удалось после многочисленных просмотров подводных съемок. Как оказалось, и это вовсе не камни, поросшие ракушками, а мешки с мукой. Прикрученная к доске мясорубка означает — здесь был камбуз. Иногда удается найти мелочи — лампы, медтехнику, бутылки. Все крупногабаритное в самом низу - самолеты, вагоны поездов — все это везли для Красной армии по лендлизу конвойные корабли.


Это макет британского торгового судна «Ингула». Один из самых ценных экспонатов школьного музея. Здесь же, в 9-ой гимназии, хранят истории тех, кто служил на кораблях Северных конвоев. Их письма и книги, фотографии и личные вещи. Мурманчанка Мария Ветшева в войну ходила на транспортах, работала на камбузе, стояла дневальной — выполняла любую посильную работу. Отчетливо помнит рейс на Шпицберген. Туда транспортный пароход Куйбышев шел за углем.


В 42-ом она ходила в море с первыми караванами. По самому короткому пути — 10 дней до берегов Исландии и Америки. Оттуда везли оружие, транспорт, продовольствие, медикаменты. Такие суда чаще всего и становились жертвой бомбежки.


Судьба вновь найденного транспортного судна «Алькола Кадет» мало чем отличается от других затопленных в войну кораблей. Уже у самого Мурманска «Алькола Кадет» подвергся бомбардировке. Во время первого погружения дайверам удалось найти уцелевшие самолеты, пересчитать палубы, определить возможные входы и выходы для подводных посещений. Для того, чтобы собрать всю информацию о подводном памятнике Великой Отечественной войны, дайверам предстоит еще не одна экспедиция.


В Мурманской области есть множество мест, чрезвычайно интересных для дайвинга. И есть много желающих принять участие в подводных экспедициях. Но развивать экстремальный туризм в нашем регионе получается с трудом. Об этом сегодня пойдет речь в ночном выпуске новостей с Евгенией Барановской.


Погружения в Северных морях — развлечение дорогое, но востребованное. К нам едут из столиц и зарубежья. Организаторы экстремальных туров уверены: на этом можно зарабатывать. Но в Мурманске нет инфраструктуры, есть множество ограничений от военных и пограничников. Эти проблемы обсудим сегодня в ночном выпуске новостей в полночь на ТВ-21.