Управляющая компания «Мурманский транспортный узел» пока не реализовала возложенных на нее ожиданий. Об этом заявил, выступая на конференции «Стратегические перспективы международной интеграции морского транспорта России» в Санкт-Петербурге, заместитель министра транспорта РФ Виктор Олерский.
Ситуация, считает он, может разрешиться после выхода из правительства приказа об образовании в Мурманске особой экономической зоны портового типа. Таким образом, участки, отведенные под МТУ, будут регламентироваться законом об ОЭЗ. Выйти такой приказ, по словам замминистра, может «недели через две».
Говорят о потенциальных новых стивидорных мощностях Мурманского порта, В.Олерский отметил прежде всего проект угольного терминала. При этом заявленная мощность в 20 млн т., по его мнению, не является пределом, т.к. дефицит угольных мощностей стране будет сохраняться еще в течение продолжительного периода. «Потенциально это объемы, которые могут прийти из Прибалтики», – сказал В.Олерский.
При реализации комплекса по перевалке нефти и нефтепродуктов, по мнению В.Олерского, мурманчанам надо ориентироваться на местные, северные проекты, например, Варандей, т.е., на доставку углеводородов морским транспортом.
«Экономика по железнодорожной доставке нефти и нефтепродуктов [в Мурманск] не работает. Доставка в 46 долларов [по сравнению с Приморском] не убедит грузоотправителя. Доставка по воде однозначно в пользу Мурманска».
Скептически относится В.Олерский к заявленным в Мурманске контейнерным мощностям. «Не вижу 1 млн TEU [в Мурманске], видя планы и строительство терминалов вокруг Петербурга и в Усть-Луге».
Потенциальным новым грузом для Мурманска, считает он, может стать газ.
В то же время, как отметил заместитель министра экономического развития Мурманской области Виктор Горбунов, горизонт окончания строительства трех фаз проекта освоения Штокмановского газоконденсатного месторождения в связи с кризисом откладывается «на определенную перспективу».