В Москве состоялось заседание правления Российского союза промышленников и предпринимателей. В повестке заседания было два вопроса: «О практике энергосбережения» и «Об изменении уровня прямой и косвенной нагрузки на российский бизнес в посткризисный период».
- В работе правления принял участие исполнительный директор Союза промышленников и предпринимателей Мурманской области Олег Куля.
- С докладом по первому вопросу выступил член бюро правления РСПП, председатель комитета РСПП по энергетической политике и энергоэффективности Вагит Алекперов.
- По словам докладчика, несмотря на серьезные шаги по формированию правовой базы энергосбережения (в прошлом году принят федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности», подготовлен проект Государственной программы энергосбережения до 2020 года), для значительной части населения и предпринимательского сообщества энергосбережение, повышение энергетической эффективности остаются красивыми лозунгами, но не призывами к действию.
- Среди причин такого положения дел Вагит Алекперов назвал, во-первых, низкую мотивацию бизнеса. Это связано с тем, что выгоды от экономии незначительны и ниже затрат на техническое переоснащение производства. Во-вторых, у бизнеса ограниченный доступ к долгосрочным финансовым ресурсам. По экспертным оценкам - две трети предприятий испытывают нехватку средств для реализации энергосберегающих проектов, а банки не могут предложить привлекательных условий кредитования. Наконец, отсутствуют механизмы информирования о наилучших практиках энергосбережения.
- Для решения этих проблем комитет РСПП по энергетической политике и энергоэффективности предложил мотивировать бизнес со стороны государства не только через повышение тарифов, но и, прежде всего, путем стимулирования производителей и потребителей, внедряющих новые технологии, и создания благоприятных условий для инвестиций в энергосбережение. Такие условия могут быть созданы через субсидирование процентных ставок по кредитам, льготную амортизацию, снижение ставки по налогу на имущество и др.
- Кроме того, по мнению председателя комитета, экономия энергии для конечных потребителей должна влиять на величину устанавливаемых тарифов (цен) на энергоресурсы. Сегодня такой механизм отсутствует.
- Для пропаганды энергосбережения и его экономической привлекательности Вагит Алекперов предложил создавать в регионах специальные пилотные центры, где будут представлены современные технологии, оборудование и экономические практики энергосбережения. Оптимальный механизм создания и функционирования центров, считает Алекперов - государственно-частное партнерство. При этом нельзя забывать и о поддержке отечественных научно-технических разработок. По аналогии с методикой РОСНАНО, возможно рассмотреть вопрос о проведении экспертизы энергосберегающих проектов, их коммерческой эффективности на базе Российского энергетического агентства.
- В заключение докладчик выразил уверенность, что совместные усилия государственных органов и компаний, направленные на развитие частной инициативы и устранение барьеров, смогут оказать положительное влияние на конкурентоспособность России и уровень жизни на многие годы вперед.
- В обсуждении принял участие Сергей Новиков, руководитель Федеральной службы по тарифам, который в своем выступлении остановился на вопросах экономического стимулирования энергосбережения, в том числе с использованием тарифных механизмов.
- Предложения комитета РСПП были поддержаны представителями органов власти, членами правления РСПП и представителями компаний, реализующими проекты в сфере энергосбережения (М. Слободин, президент - председатель правления «КЭС-Холдинг», В. Гаврилов, Сбербанк России и ряд других).
- Доклад по второму вопросу представил президент РСПП Александр Шохин. Сославшись на данные проведенного РСПП опроса, докладчик озвучил консолидированное мнение руководителей российских компаний о том, что «Скорость улучшения делового климата явно недостаточна для трансформации российской экономики из сырьевой в инновационную». Во многом это связано с тем, что уровень нагрузки на бизнес в посткризисный период не снижается, а по некоторым параметрам даже растет.
- Основная причина роста нагрузки - переход от единого социального налога к страховым выплатам в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования, который произошел в этом году. Сейчас ставка составляет 26%, с 2011 года она вырастет до 34%.
- По мнению Шохина, в модернизацию социальной сферы и инфраструктуры инвестировать необходимо, но пока при выборе источников финансирования программ развития реализуемая государством практика противоречит стратегии. Одна из наиболее острых тем - система социального страхования. Ее реформа, по оценкам РСПП, может привести к росту нагрузки на фонд оплаты труда для отдельных предприятий до 65-70%. «Эта цифра за гранью разумного, - заметил президент РСПП. - А льготы получит очень узкий круг компаний».
- Усугубляет ситуацию и рост налоговой нагрузки на бизнес, который превышает в несколько раз и рост ВВП, и рост выручки.
- Помимо перечисленного, Александр Шохин отметил и рост административной нагрузки на бизнес. Последнее время проблемы администрирования решаются наиболее простыми мерами. Решено дать право административно приостанавливать деятельность компании по решению не только суда, но и административного органа. Это повышает потенциальную коррупционность решения.
- При сохранении темпов повышения нагрузки бизнесу придется либо сократить инвестиционные программы, либо частично или даже полностью переводить деловую активность за рубеж.
- Для решения этих проблем Александр Шохин предложил сократить избыточное регулирование и передать полномочия, где это возможно, бизнесу, сделать более жесткими процедуры принятия решений и повысить ответственность чиновников.
- Это предложение президент РСПП конкретизировал следующим образом:
- Во-первых, необходимо реализовать на практике уже принятые решения в части ограничения избрания меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении лиц, обвиняемых в совершении экономических преступлений, а так же продолжить работу над законом «О полиции» для сокращения возможностей коррупции.
- Во-вторых, Шохин предложил «сначала понять, как государство будет тратить дополнительные средства, повысить эффективность расходов внебюджетных фондов, а потом предлагать повышение нагрузки на бизнес и ухудшение положений работников».
- В-третьих, государству необходимо продумать механизм стимулирования инноваций. Отдельно был затронут вопрос налоговых новаций в сфере контроля за трансфертным ценообразованием.
- Позиция РСПП, высказанная Александром Шохиным, нашла отклик у представителей бизнеса и депутатов Государственной Думы, в частности, Андрея Макарова, заместителя председателя Комитета ГД СФ РФ по бюджету и налогам.
В заключение заседания члены бюро и правления РСПП приняли проекты постановлений РСПП по обоим докладам и решили организационные вопросы.