Мурманск
!
5 °C

«Россия» отправилась в зимний рейс

Сегодня атомный ледокол «Россия» отправился из Мурман
16.11.2010, 20:54
10

 

Сегодня атомный ледокол «Россия» отправился из Мурманска
в зимний рейс на восток Арктики, проводимый почти через месяц после
официального завершения летне-осенней навигации на трассах Северного
морского пути.


Необычны уже сами поздние сроки плавания. Лишь в 1998 году атомный
ледокол «Советский Союз» провел в ноябре-декабре с запада в восточный порт
Певек танкер с топливом, по сути дела спасая жителей отдаленного
российского побережья от холодной зимовки. Сегодня ситуация принципиально
иная, не критическая. Представители Швеции обратились в Росатомфлот
государственной корпорации «Росатом» с просьбой обеспечить с помощью
атомного ледокола проводку по Севморпути из моря Бофорта на востоке
Арктики в Европу ледокольного буксира «Тор Викинг».

Данное судно обеспечивало буксировку канадской буровой установки «Kulluk»,
проводившей бурение скважин на шельфе в море Бофорта, когда оно было свободно ото
льда. Сезон закончился, и встал вопрос о возврате буксирного ледокола на
запад . У шведских моряков было три варианта пути назад, в Европу: через
Берингов пролив в Тихий океан с переходом в Атлантику по Панамскому
каналу.

Это примерно в 4-5 раз длиннее, чем возвращение по трассе
Севморпути. Возможно пройти вдоль канадского побережья по так называемому
северо-западному проходу, но сейчас на этом пути встречается много тяжелых
льдов, осложняющих продвижение. Наиболее оптимальным по расчетам шведских
специалистов оказался северный вариант плавания «Тор Викинга» вдоль
российского побережья Арктики в сопровождении атомного ледокола.


Предполагается, что зимнее плавание каравана судов по Севморпути
займет около двух недель. Им предстоит пройти во льдах более двух с
половиной тысяч миль, но судоводителей атомохода путь этот не пугает:
новообразовавшиеся льды вполне проходимы. Сейчас «Россия» взяла курс на
точку встречи с «Тор Викингом» в Чукотском море, недалеко от острова
Врангеля. Для специалистов атомного ледокольного флота рейс интересен не
только с коммерческой точки зрения, но и для изучения возможностей
расширения сроков транзитных плаваний по Севморпути в зимний период. Опыт
успешных летних сквозных рейсов крупнотоннажных судов показал, что
возможности и перспективы арктического транзита еще далеко не исчерпаны, и
каждый новый рейс за пределами традиционных сроков навигации в Арктике
чрезвычайно важен.