Мурманск
9
-5 °C

16 лет в рабстве

  Из преисподней - на малую родину. Мужчина вернулся в Мурманск после 16 лет, проведенных в рабстве на Кавказе. Работал так, что сегодня ему без медицинского ухода уже не обойтись. Кавказского пленника привезли
11.01.2011, 22:35
10

 

Из преисподней - на малую родину. Мужчина вернулся в Мурманск после 16 лет, проведенных в рабстве на Кавказе. Работал так, что сегодня ему без медицинского ухода уже не обойтись. Кавказского пленника привезли на подворье Трифонова Печенгского монастыря.

 Возвращение на малую родину - словно новогоднее чудо. Владимир Афонькин приехал поездом Москва - Мурманск. На перрон его выносят на руках.

 Владимиру Афонькину 65 лет, 16 из них он провёл в самом настоящем рабстве в Чечне. Он перенес инсульт, стал не нужен своим хозяевам, и его просо выкинули на улицу. Сейчас он с трудом двигается и почти не говорит. Для Владислава Яралова, сотрудника благотворительной организации «Милосердие», так и осталось секретом, как этот старик смог из Чечни добраться до Москвы.

 На площади Трех вокзалов в столице живут сотни бездомных. Это целое государство в государстве. Здесь кавказского пленника и приметили волонтеры. Тот подошел к машине соцпомощи за чашкой горячего супа. А потом и рассказал, что из Мурманска, где-то в 94 году поехал на заработки в Чечню, а стал рабом.

 Уже мурманская общественная организация «Улица» навела справки - жена Владимира Афонькина умерла год назад, пасынок, узнав, что отчим жив, отказался от него, родной сын тоже. А больше у бывшего раба никого и нет.

 Кто же он - Владимир Афонькин?

 Вот эта улица, вот этот дом: до того, как уехать в Чечню, Владимир Афонькин жил здесь, на Героев Рыбачьего, некоторые соседи его запомнили очень хорошо

 Владимир, его жена с сыном Витей жили в квартире на первом этаже. Эту семью соседка Роза Туленкова знала хорошо.

 Внуку Розы Туленковой Сашеньке сейчас столько же, сколько было Виктору в те годы. Юридически Афонькин не был ему отчимом. И не забывал об этом напоминать.

 Виктор вырос и сейчас живет в этой квартире. Но вспоминать, да еще на камеру, о Владимире Афонькине не хочет. Когда родился его сводный брат Евгений, отчим уехал.

 Это Чечня, 1994 год. Человек, мало-мальски осведомленный в политической ситуации, вряд ли поехал бы на Северный Кавказ на заработки. Разруха, массовое бегство мирных жителей не титульной нации, война. В то же время туда стремилась особая категория россиян - в основном это те, кто конфликтовал с федеральной властью или с законом. Ведь 1994-ом в Чечне, как в 15 веке на Дону, действовало жесткое правило - выдачи нет. Почему Владимир Афинькин, имевший за плечами судимость за тяжкое преступление, уехал в горячую точку, знает только он один. Впрочем, всё это дело прошлое.

 Сегодня Владимир Афонькин живет на подворье Трифонова Печенгского монастыря. В Мурманске это, пожалуй, единственное место, где может найти найти любой бродяга - и праведник, и грешник...