На подъездах Кольской ГМК эксплуатируется 110 километров железнодорожных путей и более 260 стрелочных переводов. Всё это огромное хозяйство нуждается в своевременном ремонте и тщательном уходе. Последнее особенно актуально зимой, когда метель буквально за час может превратить любой, даже оживленный участок пути, в девственно белую равнину.
Кольское предприятие промышленного железнодорожного транспорта – сокращённо ППЖТ - имеет богатую и заслуженную историю. Первый тогда ещё паровой локомотив вытянул первый состав с рудой на переработку в феврале 1936 года. Менялась техника, расширялось производство, после войны началось освоение новых месторождений, но главная зимняя забота железнодорожников осталась прежней.
Вот это и есть та самая ветродуйная машина, которая называется «Тайфун». Внутри металлического корпуса электродвигатель и крыльчатка. Машина сдувает с путей снег.
Николай Александрович Бурмистров работает машинистом в Заполярном с 1973 года, тридцать лет водил составы с рудой, стал машинистом-инструктором и сейчас занимается расчисткой стрелочных переводов.
Убирать снежные завалы, расчищать пути необходимо максимально быстро чтобы ни на миг не останавливать работу огромного и слаженного механизма – металлургического производства. И одним только «Тайфуном» здесь не обойтись. В распоряжении железнодорожников Кольской ГМК есть, кстати, и ещё более мощный ветродуй – реактивный, он плавит снег и лёд – чистит до земли. Но все это механизмы тонкой доводки. Основную массу снега убирают при помощи специальных крыльев-отвалов, установленных на локомотив, ну, а там, где нужна большая оперативность, используют ещё одну чудо-машину. Такой вот трактор может двигаться и по рельсам и по обычной дороге.
Подобный аппарат у нас в стране впервые применили ещё во время строительства Байкало-Амурской магистрали. В Кольской ГМК его усовершенствовали, доработали навесное оборудование и вот теперь харьковский трактор исправно чистит снег и выполняет ещё много других ремонтных работ.
Вообще всё железнодорожное хозяйство Кольской ГМК обширно и функционально. Производственные мощность компании находятся вдали от каких-то специализированных железнодорожных технических баз. Но это обстоятельство никак не может повлиять на работу компании. В ППЖТ есть своя собственная ремонтная база, причем настолько крупная, что её иногда сравнивают с небольшим вагоностроительным заводом.
Пока продолжалась наша экскурсия по Кольскому предприятию промышленного железнодорожного транспорта, опытнейший машинист компании Николай Александрович Бурмистров закончил расчистку очередного стрелочного перевода. И мощный локомотив вместе со вспомогательными агрегатами потянул тяжелейший состав с рудой весом с 100 тысяч тон на обогатительную фабрику. В любую погоду, при любых условиях цикл от добычи руды до получения металла прерываться не должен.