Мурманск
!
-1 °C

Среди леса, среди тундры

Родина оленеводов и как минимум трех национальностей — коми-ижемцев, саамов и русских -  Краснощелье
23.03.2011, 20:46
12

Родина оленеводов и как минимум трех национальностей — коми-ижемцев, саамов и русских -  Краснощелье. У села юбилей. Центр Кольского полуострова, болотистый и холодный, люди обжили 90 лет назад, и уезжать из сурового Заполярья не собираются. Историю своего народа местные чтут. Даже музей создали.

Сами пришли, на лыжах, коми-ижемцы на Кольскую землю. В этой шутке есть доля правды — в начале прошлого века на Крайний Север из Коми пришли оленеводы со своими стадами. На их землях был мор зверя. Люди двинулись в поисках новых земель на Север. Дошли до саамских поселений и поселились вблизи. Так наши болота стали для коми родными. И родству этому — уже 90 лет. Жили здесь не то что бы скромно, а просто — что дала тундра, то и приспосабливали.

Из дерева — утварь, из оленьего меха все - от бытовых предметов до обуви. Для оленеводов пимы и тоборки сегодня в дефиците. Мастерицы есть, но их мало. Шить из кожи - не крестиком вышивать. То еще рукоделие.

Краснощелье известно суровой погодой. Здесь, в центре Кольского полуострова, в девяностых зафиксировали абсолютный минимум температур для нашего региона - минус 51.  А вот в памяти сельчан — краснощельское лето.

Людмила давно живет в Норвегии. Говорит, девяностолетие поселка  - повод для путешествия на родину. Людмила старожилов еще узнает, а вот по дороге до отчего дома плутает.

Это для местных Краснощелье в последние годы опустело, для Людмилы — разрослось. 26 лет назад она жила на окраине у леса, теперь почти в центре.

Историю Краснощелья писали всем селом. Рассказы старожилов и труды исследователей объединила в книгу директор местной школы. Жалеет, что так и не издали, не доработали. Ученикам пересказывают, призывают остаться в селе — развивать оленеводство и туризм.

Новое поколение саами и коми-ижемцев — уже тягают мини-бураны. Вырастут — сядут на «Ямахи». Сегодня в отдаленке без снегохода, как когда-то без саней и лыжей, ни жизни, ни работы.