И вновь мы возвращаемся к теме покорения Арктики. Ледовый лагерь «Барнео» в районе Северного Полюса Земли построен и уже вовсю принимает туристов. В арктических широтах развернули исследовательские работы ученые. А вот парашютисты-полярники, которым довелось первыми десантироваться на дрейфующую льдину и которые всего за 5 суток построили на ней аэродром, уже вернулись домой. О том, как это было – наш специальный репортаж.
Военно-транспортный ИЛ-76 привез в Мурманск группу полярников и специальный груз. Здесь его рассортируют, дополнят и подготовят к выброске на льдину. Здесь же окончательно сформируется группа, которая десантируется первой и построит аэродром у Северного полюса Земли. В этом году уже в 10-й раз…
В группе - парашютисты-полярники из Москвы, Смоленска, Волгограда, Воронежа и Мурманска. Они встречаются раз в году, это костяк команды «Барнео». Таких людей единицы в России и даже в мире. Они способны выживать и работать в суровых условиях Арктики.
Не успели прилететь — сразу за работу. Все - от командира до рядового. Около 20 тонн топлива нужно залить в бочки, укрепить на специальных платформах и подготовить к выброске. Конструкция проста до гениальности: три слоя фанеры, между ними бумага сотами.
«Три кита» команды Барнео, шутят парашютисты: Борис Камратов, Борис Привалов и Николай Власенко. Все в прошлом офицеры ВДВ, сейчас в запасе, но с авиацией расстаться не в силах – трудятся в парашютно-десантной службе. Вся самая кропотливая и ответственная работа ложится на них: от укладки парашютов до контровки замков и приборов.
Без юмора в этой профессии никак нельзя - слишком большое напряжение, бывают и перегрузки… Вот тогда хорошая шутка – лучше всего. Пока одни заняты подготовкой платформ, другие тренируются ставить палатку.
Палатка, в ней еще палатка... Вход в тамбур через рукав. Все эти премудрости для обеспечения герметичности. Снаружи будет холодно, а внутри – тепло!
В прошлом году льдина, где расположились полярники, треснула. Выход из палатки оказался почти у самой кромки воды. Выбрались за считанные секунды. Поэтому и тренируются. На всякий случай…
Владимир Плигин – наш земляк, спасатель Северо-Западного авиационного поисково-спасательного центра Мурманской РПСБ, эта экспедиция для него уже пятая. А вот его коллега, Герман Волков, на полюс летит впервые.
Тем временем летный экипаж готовит машину к вылету. Уже смонтированы монорельсы. Платформы с грузом, поднятые на нужную высоту, одна за другой плавно скользят внутрь.
Через двое суток самолет и команда полностью готовы к продолжению экспедиции, но вмешалась погода. График большой стройки пришлось сместить аж на две недели.
31 марта добро на вылет получено. Все системы самолета еще раз проходят проверку. Работа предстоит сложная: 3,5 часа до Северного полюса, там три выброски. В первую и вторую с высоты всего 300 метров над поверхностью Ледовитого океана уйдет груз. Его сбрасывают динамическим способом под определенным углом тангажа.
Третья выброска – еще более ответственная – с 2,5 км, также из распахнутой аппарели прыгают парашютисты. Скорость самолета 350 км\ч.. Плюс ветер. А приземлиться нужно точно в заданный квадрат.
Льдина встретила, как всегда, морозом и свежим ветром, который полярники называют «сквозняк». Один трактор приземлился почти у самой кромки воды, на берегу арктической «речки».
Устроились вполне комфортно: на семерых одна палатка. Внутри печка. Здесь же и спальня, и столовая. Врач, он же повар, Юрий Вавулов готовит ужин.
«Путь домой» - так полярники называют взлетно-посадочную полосу. Несмотря на все трудности, её построили за 5 суток. В ожидании отлета не смогли отступить от многолетней традиции - оборудовали «майну», так на языке профессиональных водолазов называют прорубь, и устроили арктический заплыв.
Мечтали в этом году завести еще одну традицию – погрузиться в воды Ледовитого океана с аквалангом. Но не получилось. Не хватило оборудования, чтобы пробить двухметровой толщины льдину насквозь. Решили попробовать еще раз, в следующем году.
Итак, на успешное выполнение возложенной миссии ушло 120 часов. Аэродром готов.
Первый самолет привез на льдину ученых, дополнительное оборудование и даже ездовых собак.
Подготовка к следующей экспедиции уже началась. Сейчас в экспедиционном Центре Арктики и Антарктики, в подразделении Российской ассоциации полярников, которым руководит Герой России Артур Чилингаров, уже обрабатывают первую поступившую от строителей Барнео и от ученых информацию. Строят планы на будущее. Очень может быть, что уже в следующем году ученых и туристов будут доставлять на Барнео напрямую из Мурманска. Местный аэропорт и городская инфраструктура идеально подходят для обеспечения таких экспедиций.