Мурманск
!
4 °C

Договор признан недействительным

Прокуратурой Мурманской области проведена проверка исполнения законодательства  о теплоснабжении при заключении энергоснабжающими организациями договоров с управляющими компаниями на снабжение тепловой энергии жилищного фонда
02.06.2011, 14:15
24

Прокуратурой Мурманской области проведена проверка исполнения законодательства  о теплоснабжении при заключении энергоснабжающими организациями договоров с управляющими компаниями на снабжение тепловой энергии жилищного фонда.

 Установлено, что  одним из основных поставщиков тепловой энергии   Государственным областным унитарным  теплоэнергетическим предприятием «ТЭКОС»  (Энергоснабжающая организация)  и   Мурманским  муниципальным унитарным предприятием « Жилищная сервисная компания»   (Абонент) заключено  ряд договоров, которые содержат положения, противоречащие действующему законодательству,  и нарушающие  права потребителей.

Так, указанными  договорами предусматривается порядок расчетов между сторонами, согласно которому  при отсутствии приборов учета у Абонента ежемесячное количество тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжению и, соответственно, размер платы за данные  коммунальные услуги  определяются Энергоснабжающей организацией расчетным методом с использованием показателей максимальных тепловых нагрузок,  среднемесячной температуры, иных расчетных показателей.

Проверкой прокуратуры установлено, что  в жилых домах, находящихся в управлении  ММУП «ЖСК» и в которые подается ГОУТП «ТЭКОС» коммунальный ресурс,  общедомовые  средства измерения полученной тепловой энергии  отсутствуют.

 При таких обстоятельствах, порядок ежемесячных расчетов за поставленный коммунальный ресурс должен соответствовать  п.1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ, а также Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства РФ  от 23.05.2006 № 307(далее Правила № 307).

Согласно п. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ (в редакции, действовавшей на момент заключения договоров) размер платы за коммунальные услуги определяется на оснований приборов учета,  а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Подпунктами «а» и «б» пункта 19 Правил № 307 предусматривается учет норматива потребления тепловой энергии на отопление и норматива потребления горячей воды при установлении порядка определения размера платы за отопление и горячее водоснабжение при отсутствии в жилом доме или в помещениях многоквартирного дома коллективных  (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета.

Следовательно, при отсутствии средств измерения в жилых домах,  объем отпущенной тепловой энергии для ежемесячных расчетов должен определяться ресурсоснабжающей организацией  на основании нормативов потребления коммунальных ресурсов, рассчитываемых уполномоченными органами в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306.

Таким образом, действующее нормативное регулирование отношений по горячему водоснабжению допускает учет фактического потребления горячей воды одним из двух способов: либо по показаниям приборов учета, размещенных на сетях абонента на границе эксплуатационной ответственности между теплоснабжающей организацией и абонентом, либо расчетным путем исходя из количества жителей и утвержденных нормативов потребления горячего водоснабжения.

При таких обстоятельствах положения договоров, не учитывающие при определении количества отпущенной в жилые дома тепловой энергии и расчета ежемесячной платы за поставленные коммунальные ресурсы нормативы потребления коммунальных услуг, не соответствуют действующему законодательству и являются недействительными.

Кроме того, в соответствии с  договорами  в случае неоднократного нарушения Абонентом сроков оплаты поставленной тепловой энергии, Энергоснабжающая организация вправе ограничить или прекратить подачу тепловой  энергии, с предварительным предупреждением. При этом Энергоснабжающая организация не несет ответственности за последствия ограничения или прекращения подачи энергии Абоненту.

Данные положения,  предусматривающие право  ГОУПТ « ТЭКОС» в случае нарушения  ММУП «ЖСК» сроков оплаты поставленной тепловой энергии ограничить или прекратить подачу тепловой энергии,  также   противоречит Правилам № 307, которые предусматривают иной, более льготный порядок введения ограничения горячего водоснабжения.

При этом  действующим  законодательством не предусмотрено приостановление или ограничение предоставления тепловой энергии в целях отопления в случае неполной оплаты  коммунальных услуг потребителям.

Положения  договоров, предусматривающие возможность ограничения и прекращения подачи тепловой энергии при  нарушении ММУП « ЖСК» сроков оплаты поставленной тепловой энергии, нарушает права  добросовестных граждан, не имеющих задолженности  по оплате за тепловую энергию.

По указанным основаниям прокуратура оспорила в арбитражном суде незаконные положения договоров теплоснабжения, направив в суд  4 исковых заявления.

Решением Арбитражного суда Мурманской области от 31.05.2011 один иск рассмотрен, требования прокуратуры признаны правомерными и удовлетворены.

Остальные иски находятся  на рассмотрении.