Мурманск
I
-8 °C

«Трясущаяся земля»

Где на Руси жить хорошо? С тех пор, как писатель Некрасов поставил этот вопрос, точный ответ не дал никто. Но корреспонденты ТВ-21 нашли это загадочное место. Где крыши не текут, люди не борются с управляющими компаниями, не жалуются ни на ч
30.06.2011, 20:00
98

Где на Руси жить хорошо? С тех пор, как писатель Некрасов поставил этот вопрос, точный ответ не дал никто. Но корреспонденты ТВ-21 нашли это загадочное место. Где крыши не текут, люди не борются с управляющими компаниями, не жалуются ни на что и ни на кого, где старость в радость. В общем, есть на Кольском полуострове места, из которых уезжать не хочется.

«Трясущаяся земля»... Лувеньга. Так переводится с саамского название села. Соловецкие монахи в 1542 году сообщили в помороской летописи - было «великое трясение  в Ковде, Кандалакше и до Умбы верст на 300».

Первое упоминание о Лувеньге относится к 16 веку,  здесь, на этих берегах,  находились солеварни Кандалакшского мужского монастыря, зимой здесь варили соль, а летом промышляли рыбу.

Соль использовали на месте, но большую часть увозили вглубь страны. Солеварение было доходным промыслом, а соль - ценным продуктом торговли и обмена.

Краевед Борис Гуреев - живая энциклопедия. Долгие годы собирает историю о родном крае.

Дома первых переселенцев - два барака на 15 семей. В середине 30-х гг прошлого века здесь жили кандалкшские рыбаки. О том, кого они сменили, известно очень мало.

Застраивалось село по двум берегам реки Лувеньга. Дорога бежала вдоль моря, связывая Кандалакшу, Лувеньгу и Колвицу. В 1967 году на базе колхозов - «Нива», «Моряк», «Красный Север» и «Безбожник» в Лувеньге был образован совхоз «Кандалакшский».

Лувеньга строилась. Работникам совхоза давали новенькие квартиры без всяких очередей, исправно платили зарплату. В начале 70-ых, по итогам Всероссийского соцсоревнования, за совхоз "Кандалакшский" награжден Красным Знаменем Министерства Сельского хозяйства.

Сестры Нина Пиреена и Татьяна Иванова - обе ветераны труда. Руками этих доярок ставились рекорды пятилеток.  В 80-х Совхоз "Кандалакшский" добился небывалых за всю историю надоев молока. В среднем - по 4,5 тонны с коровы.

Они греются в лучах славы и вечернего солнца у порога своих коттеджей. Таких в Лувеньге - больше десяти. Строили на две семьи - двухподъездные,  двухэтажные и одноэтажные, и давали лучшим, так сказать, ударникам труда.  

Наталья Леликова приезжает к родителям из Кандалакши. 15 км - и в раю -  рассказывает она. Любовь Ивановна Талых, в прошлом - передовая доярка, сегодня держит для удовольствия курочек и пожинает плоды своих прошлых заслуг.

За полтора часа в Лувеньге мы не услышали ни одной жалобы. Ни на что вообще. Хоть в 90-е совхоза не стало. Хоть предприятий нет. Почему же людям здесь так хорошо? Село стоит под Окатьевой горой. Местные говорят - правильно нужно называть Акатьева.  Акка, с саамского, - Прародительница, Великая Богиня. А разве можно жить плохо при такой соседке?