Мурманск
!
0 °C

Николай Патрушев: «Дорога М-18 «Кола» будет реконструирована»

Как мы уже сообщали, в Ненецком автономном округе прошло одно из самых масштабных выездных совещаний Совета безопасности России по Арктике
09.08.2011, 15:10
12

Как мы уже сообщали, в Ненецком автономном округе прошло одно из самых масштабных выездных совещаний Совета безопасности России по Арктике.

Секретарь Совета безопасности России Николай Патрушев рассказал «РГ» о том, какие изменения ждут в ближайшее время российскую Арктику.

«Основным условием укрепления национальной безопасности является повышение конкурентоспособности России в мировом сегменте трансконтинентальных перевозок, в первую очередь за счет использования Северного морского пути, - сказал Николай Патрушев. - При этом речь идет не только о проводке судов, но и о создании транспортно-логистических комплексов. Также важно связать вопрос развития транспортной инфраструктуры с решением задач военной и пограничной безопасности. Особое внимание следует уделить мерам по ликвидации на территории Арктической зоны стихийных свалок мусора, которые образовались за прошлые годы».

- А какие перспективы у Северного морского пути. Он действительно может стать реальной альтернативой тому же Суэцкому каналу?

- Развитие Севморпути имеет ключевое значение для защиты национальных интересов и безопасности России в Арктике. По нашим оценкам, общий объем грузопотока по трассе в 2012 году может превысить 5 миллионов тонн. В целом же эксперты прогнозируют увеличение грузооборота по ней более чем в 10 раз. Чтобы представить ее значение, стоит вспомнить, что этот путь связывает между собой северные регионы на протяжении около 6 тысяч километров. В соответствии с проектами ресурсодобывающих компаний по освоению месторождений полуострова Ямал, развитию Сибири и Дальнего Востока арктическая морская транспортная система должна обеспечить объем перевозок по Северному морскому пути к 2020 году - до 64 миллионов тонн и к 2030 году - до 85 миллионов тонн.

При этом сегодня географические преимущества СМП благодаря совместной деятельности государства и бизнеса стали постепенно превращаться в экономические.

Так, маршрут через Северный морской путь по сравнению с трассой через Суэцкий канал короче на 2440 морских миль и сокращает длительность рейса на 10 суток, а также экономит огромное количество топлива - около 800 тонн на среднестатистическое судно.

- Наш ледокольный флот сегодня полностью обеспечивает проводку всех судов во льдах по Северному морскому пути?

- На трассах Северного пути сейчас действуют 10 линейных ледоколов. Из них 6 атомных, в том числе построенный в 2007 году атомный ледокол «50 лет Победы», и 4 дизельных.

Основная часть атомных ледоколов построена в 1970 - 1990 годы и потребует замены в связи с приближением предельного срока службы. На данный момент только два ледокола «50 лет Победы» и «Ямал» эксплуатируются, не выработав назначенный ресурс.

- И новых ледоколов на замену старым не планируется строить?

- В рамках программы «Развитие транспортной системы России в 2010 - 2015 годы» планируется построить один универсальный атомный ледокол мощностью 60 МВт и три линейных дизельных ледокола мощностью по 25 МВт.

- Насколько серьезно перед Россией сегодня стоят проблемы Северного завоза и как их планируется решать?

- Проблема завоза грузов в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности во многом связана с высоким уровнем издержек и стоимости перевозок, которые увеличивают конечную цену товаров до 60-80 процентов.

Большая часть речного транспортного флота морально и физически устарела. Свыше 70 процентов плавсредств имеют срок службы более 20 лет и эксплуатируются на грани этого нормативного срока.

Аналогичная ситуация сложилась и с основным парком судовых двигателей. Более половины главных двигателей теплоходов в ближайшее время выработают ресурс и уже сейчас нуждаются в замене или капитальном ремонте.

При этом явно ощущается нехватка судов, способных работать в условиях крайнего мелководья рек с глубинами от полуметра, а также судов на воздушной подушке и экранопланов. В то же время современный этап развития северных территорий обуславливает дальнейший рост нагрузки именно на малые реки, по которым в настоящее время 20 процентов объема перевозок грузов осуществляется в малотоннажном флоте.

Создание новых высокоширотных глубоководных маршрутов, пролегающих севернее Новосибирских островов, позволит осуществлять судоходство крупнотоннажных танкеров и сухогрузов с осадкой более 15 метров. За счет использования их полной грузовместимости и дополнительной экономии времени будет повышена экономическая эффективность доставки грузов Северным морским путем как в российские порты, так и в Юго-Восточную Азию.

- А вообще на Крайнем Севере возможна альтернатива речному и морскому грузопотоку?

- В период до 2015 года основными направлениями развития транспортной инфраструктуры станет развитие автомобильных дорог в составе международных транспортных коридоров, обеспечение их соответствия международным требованиям для интеграции в европейскую сеть автомобильных дорог. Речь идет и о реконструкции автомобильной дороги федерального значения М-18 «Кола» от Санкт-Петербурга через Петрозаводск, Мурманск, Печенгу до границы с Норвегией. Эта дорога будет соединять Мурманский морской порт с регионами центральной части Российской Федерации, а также с морскими портами Балтийского моря.