Мурманск
I
-12 °C

Атомоход «Россия» отправится в экспедицию

Из Мурманска на атомном ледоколе Росатомфлота отправится экспедиция ГНЦ РФ ААНИИ Росгидромета
12.09.2011, 14:08
30

Из Мурманска на атомном ледоколе Росатомфлота отправится экспедиция ГНЦ РФ ААНИИ Росгидромета.

17 сентября из Мурманска на атомном ледоколе «Россия» Росатомфлота отправится Высокоширотная экспедиция ГНЦ РФ Арктический и антарктический научно-исследовательский институт (ААНИИ) Росгидромета «Арктика- 2011». В ходе экспедиции будут проведены работы  по снятию дрейфующей станции «Северный полюс-38» и организации новой дрейфующей станции «Северный полюс-39», а также комплексные попутные научные исследования. Работы будут выполняться при вертолетной поддержке авиакомпании «Газавиа».

Расчетная длительность плавания – 1 месяц. Экспедиции предстоит найти подходящую новую льдину, на которую будет высажен личный состав новой станции и выгружено около 300 тонн оборудования и материалов снабжения.

Дрейфующая научно-исследовательская станция «Северный полюс – 38» была открыта в 9:30 по московскому времени 15 октября 2010 года в восточной части Северного Ледовитого океана. Координаты льдины на момент открытия составляли 76 градусов северной широты и 176 градусов западной долготы). Координаты станции на 8:00 по московскому времени 31 августа 2011 года составили: 83 градусов 51 мин. с.ш. и 165 градусов 43 мин. з.д. С момента открытия станции общий дрейф составил 2612,5 км, генеральный дрейф – 892,4 км в направлении 9 градусов. Личный состав станции выполняет комплексные исследования высокоширотной Арктики в районе дрейфа в предусмотренном программой работ объёме. В значительном объеме выполняются специальные океанографические, ледовые, метеорологические наблюдения, включающие, в частности, наблюдения за концентрацией двуокиси углерода, метана и озона с высокой дискретностью в прилёдном слое атмосферы и за интенсивностью ультрафиолетовой радиации. Научные приборы, аппаратура, вычислительная техника, радиооборудование, транспортная техника, оборудование энергетического комплекса находятся в рабочем состоянии и функционирует исправно. Личный состав станции, который насчитывает в настоящее время 16 человек, здоров. Доставку участников экспедиции, грузов и оборудования к месту дрейфа обеспечил атомный ледокол «Россия» Росатомфлота.
  
В последние годы аналогичные экспедиции атомоходов, эксплуатируемых Росатомфлотом Госкорпорации «Росатом», проходят ежегодно. Сроки их проведения определяются состоянием льда, на котором работают полярники в Арктическом бассейне и развитием ледовых процессов в целом в данном конкретном сезоне.

24 июня 2010 года завершился рейс атомного ледокола "Россия" по снятию с арктической льдины полярников и оборудования дрейфующей станции "Северный полюс-37". Длительность ее работы составила 270 суток. Дорога до льдины составила 2901 милю, обратно в Мурманск – 2819 миль. Атомоход шел почти на пределе возможностей ядерной энергетической установки - использовалось 90% ее мощности. Был совершен в самый сложный в ледовом отношении период года и в самый труднодоступный район Арктики. В это время в Канадской котловине не бывало еще ни одно судно.

Два года назад, 21 августа 2009 года из Мурманска стартовала высокоширотная морская экспедиция «Арктика-2009» Арктического и антарктического научно-исследовательского института на атомном ледоколе «Ямал». 50 ее участников провели снятие личного состава и имущества дрейфующей  станции «Северный полюс-36» и высадили полярников на новую льдину в восточной части Арктики для развертывания дрейфующей станции «Северный полюс-37». Льдина, на которой дрейфовала станция «Северный полюс-36», находилась примерно в 140 милях от северного побережья Гренландии.

Первая в мире дрейфующая станция «Северный полюс -1» («СП-1») была высажена на льды Арктического бассейна 25 мая 1937 года. В этот день на льдину вблизи Северного полюса самолетами Высокоширотной воздушной экспедиции (ВВЭ) были доставлены начальник станции И. Д. Папанин, геофизик Е. К. Федоров, гидролог П.П. Ширшов и радист Э.Т. Кренкель. C этого момента  дрейфующие станции работали в Арктическом бассейне достаточно регулярно, с перерывом на предвоенные и военные годы, а также  12 лет в 1980-2000 гг., весной 2003 года их работа была возобновлена.

Арктический и антарктический научно-исследовательский институт (ААНИИ) является единственным в России научно-исследовательским учреждением, проводящим комплексное изучение полярных регионов Земли в соответствии с задачами, возложенными государством на Росгидромет. Он был основан 4 марта 1920 года. Прежние названия – Севэкспедиция, Институт по изучению Севера, Всесоюзный арктический институт, Арктический научно-исследовательский институт. Сотрудники института принимали участие во всех крупных полярных экспедициях 30-х годов, в том числе в легендарных плаваниях на ледокольных пароходах «Г. Седов», «А. Сибиряков», «Челюскин» и др. Ими был выполнен огромный по объему и значимости для мирового сообщества и нашей страны комплекс исследований в окраинных арктических морях и Арктическом бассейне СЛО, на высокоширотных архипелагах, в прибрежных и тундровых районах российской Арктики. В настоящее время ААНИИ является научно-исследовательским и координационно-методическим центром по: гидрометеорологическим, ледовым, ионосферным и магнитным наблюдениям и руководству гидрометеорологической и геофизической сетью в Арктике и Антарктике; гидрометеорологическому обеспечению отраслей экономики и оборонной деятельности в Арктике; ведению государственного водного кадастра в Арктике; морскому льду Мирового океана и замерзающих морей России; ведению государственного фонда данных о состоянии природной среды полярных районов по закрепленным дисциплинам и разделам. С 1994 года ААНИИ имеет статус Государственного научного центра Российской Федерации.

Ледокол «Россия» - российский атомный ледокол типа «Арктика». Является четвёртым в мире ледоколом с ядерной энергетической установкой. Заложен 20 февраля 1981 года на Балтийском заводе им. Серго Орджоникидзе в Ленинграде. Спущен на воду 2 ноября 1983 года. Принят в эксплуатацию 21 декабря 1985 года. Имеет водоизмещение в 22920 тонн. Длина наибольшая - 150 метров, ширина наибольшая - 30 метров. Высота борта - 17,2 метра. Тип главной установки: атомная турбоэлектрическая, имеет мощность 75 тыс. л. с. Максимальная скорость хода на чистой воде - 20,8 узлов. Капитаны ледокола – Александр Спирин и Олег Щапин (2 экипажа).

Россия обладает самым мощным ледокольным флотом в мире и уникальным опытом конструирования, постройки и эксплуатации таких судов. Атомный ледокольный флот России насчитывает 6 атомных ледоколов, 1 контейнеровоз и 5 судов технологического обслуживания. Его задача - обеспечивать стабильное функционирование Северного морского пути, а также доступ к районам Крайнего Севера и арктическому шельфу. Флот был передан на баланс Госкорпорации «Росатом» в августе 2008 года. Управлять работой ледоколов уполномочен Росатомфлот, базирующийся в Мурманске.
Отдел внешних связей Росатомфлота