Завершилась рабочая поездка заместителя генерального директора компании «Норильский никель» Вячеслава Полтавцева на Кольскую ГМК. В «Норникеле» Вячеслав Полтавцев курирует социальную политику, и его встречи с руководством КГМК были посвящены, в том числе, и решению актуального для всех без исключения крупных российских предприятий вопроса - об обеспечении производства квалифицированными кадрами.
Демографический провал – так оценивают специалисты нынешнюю ситуацию на российском рынке труда. Резкое падение рождаемости в России в 90-х годах прошлого века привело к тому, что сейчас в стране элементарно не хватает рабочих рук. Плюс ко всему образовательная политика в те времена была, мягко говоря, не вполне внятной. Как результат - острый дефицит квалифицированных рабочих, технологов, инженеров. И в первую очередь на предприятиях, расположенных в северных российских регионах. А потому к решению кадровых вопросов в компании «Норильский никель» в целом и в его дочернем предприятии Кольской ГМК подходят системно.
- Север не может восполнить всех выбывающих людей. Поэтому нужно везти их сюда, 300 человек. Для того чтобы их везти, нужны условия в первую голову. Где их размещать? Как их здесь удержать? И третье – нужно им обеспечить досуг. Вот из этих принципов сформирована стратегия, определены затраты, которые необходимы на оплату труда, на подготовку кадров и перечень мероприятий, - отмечает Сергей Селяндин, генеральный директор ОАО «Кольская ГМК».
Производственная стратегия компании «Нориильский никель» тесно увязана с задачами кадрового обеспечения. По словам заместителя генерального директора «Норникеля» Вячеслава Полтавцева, в ближайшие два-три года компании необходимо найти и привлечь порядка 7-8 тысяч специалистов – это очень много даже в масштабах целой страны. А вместе с семьями это, по сути, небольшой российский городок.
- Вот эта кадровая стратегия - это не просто люди, оформил их на работу и всё. Это привлечение их в компанию. Здесь такие пути: заработная плата – да, но и социальные условия, общежития для молодых, квартиры, детские садики, - поясняет Вячеслав Полтавцев, заместитель генерального директора ОАО «ГМК Норильский никель»
А ещё, считают в «Норникеле», нужна серьезная социальная инфраструктура: спортивные площадки, санаторно-курортное лечение, отдых – в общем, целый комплекс задач.
- Это требует финансовых затрат. Но мы понимаем, что, создав такие условия, закрепив нужные нам кадры – высокопрофессиональные кадры – это гораздо дешевле, чем терять их, находить новых и так далее и так далее. Вот с чем связана производственная стратегия и кадровая стратегия компании, - подчёркивает Вячеслав Полтавцев.
Кадровая стратегия это, по сути, долгосрочная программа, рассчитанная детально на ближайшую пятилетку. Многое уже сделано. Уникальные для нашей страны социальные программы «Норникеля» – «Наш дом» и «Мой дом» – позволят тысячам высококвалифицированных работников компании, её дочерних и зависимых обществ за половину стоимости приобрести жилье в Подмосковье и Краснодарском крае. Огромная работа проделана для организации качественного и эффективного санаторно-курортного лечения сотрудников.
- География обширна, но хочется сделать, да это уже и делается, чтобы круглогодичная программа была. И даже так: в санатории «Заполярье» обследование, потом самолёт в Болгарию и там - двухнедельное лечение. Но при этом еще и программа, например, в Турцию поездка, и это за счёт компании, - рассказывает Вячеслав Полтавцев
Приобретение «Норникелем» компании «Нордавиа» открывает широкие возможности для организации летнего отдыха. Прямой перелет, например, из Мурманска в Сочи - это действительно удобно. Причем в перспективе такой перелёт для отпускников-металлургов вообще ничего не будет стоить.
- Вы знаете, что у нас сейчас раз в два года оплачивается дорога. Сейчас думаем, чтобы каждый год работники за счёт компании могли лететь на отдых. Это дополнительные затраты, но это будет удобно, - говорит Полтавцев.
Список инноваций «Норникеля» в социальной сфере, по словам Вячеслава Полтавцева, в ближайшем будущем станет ещё значительнее. И, по большому счету, этот естественно для социально ориентированной компании, которая прочно стоит на ногах и строит долгосрочные планы развития.