Когда уже в Финляндию на поезде?

<p><strong>Сегодня в Мурманском государственном гуманитарном университете чествовали ровесника столицы Заполярья, которому в ноябре также исполняется 95 лет </strong></p>

Сегодня в Мурманском государственном гуманитарном университете чествовали ровесника столицы Заполярья, которому в ноябре также исполняется 95 лет. Этот юбиляр -  в прошлом Николаевская, потом  Кировская, а ныне Октябрьская железная дорога. Ее важность для Кольского севера переоценить невозможно. Исторические вехи железной дороги вспоминали мурманские ученые и краеведы, а также их зарубежные коллеги.

Эти 987 верст часто называют рекордсменом стройки. Мурманскую железную дорогу построили не то что в сжатые — в кратчайшие сроки. Подгоняла война — России нужен был выход к морю и связь с союзниками.

Местность, где строили дорогу, была пустынной. Вся цивилизация — линия телеграфа да почтовые станции. На тысячи километров вокруг — ни души, только передвижные поселки железнодорожников. Дорога, говорят, построена на костях. Рабочие на стройке гибли тысячами — это указывают некоторые источники — по 17 могил на километр пути. Но краеведы с этим не согласны.

Шла война, на стройке работали тысячи пленных. Известный факт — Мурманская железная дорога во многом построена руками китайцев.

Восточные гости были дисциплинированными, работящими и неприхотливыми. Ну, а когда дорогу построили, они расселились по всей области. Знаменитый мурманский Шанхай с 3-тысячным китайским населением — далеко не единственный. Шанхаи были и в Кеми, и в Апатитах, и в Кандалакше. Работящие китайцы прижились на Севере и пошли работать на флот, занялись торговлей, промыслом, лесозаготовкой. Но ближе к 37 году грянули репрессии — работяг с восточным разрезом глаз назвали японскими шпионами.
 
Мурманская железная дорога, по словам партийного руководства тех времен, стала становым хребтом Карело-Мурманского края. С нее и началось настоящее освоение Кольского Севера. Вдоль дороги возникали поселки, в Имандре и Кандалакше построили паровозные депо, освоение Хибин, торговля, полярные ярмарки и даже первая гостиница — «Желрыба» - появилась благодаря железной дороге. Наши северные соседи — финны, признают, что и 95 лет назад очень хотели, чтобы у дороги была отвилка на запад.

После Второй мировой войны железную дорогу продлили до Никеля, ну, а планы о ветке до Финляндии или Норвегии с тех самых пор только лишь обсуждаются. Может быть, не хватает десяти тысяч китайских неприхотливых работяг?

Архив новостей

Новости наших партнёров

X