Мурманск
9
-3 °C

Что будет с национальным парком «Хибины»?

ЗАО «Северо-западная фосфорная компания» не выполнила требования Министерства природных ресурсов и экологии РФ и по-прежнему намерена проложить дорогу к месторождению Партомчорр в Хибинских горах, которая исключает создание национального па
04.06.2012, 16:52
23

 

ЗАО «Северо-западная фосфорная компания» не выполнила требования Министерства природных ресурсов и экологии РФ и по-прежнему намерена проложить дорогу к месторождению Партомчорр в Хибинских горах, которая исключает создание национального парка «Хибины», предусмотренного «Концепцией развития особо охраняемых территорий федерального значения» утвержденной Владимиром Путиным, в декабре прошлого года.

28 апреля в Министерстве природных ресурсов и экологии РФ состоялось совещание, посвященное созданию национального парка «Хибины», в ходе которого принято решение ускорить этот процесс, а руководству ЗАО «СЗФК» предложено до конца мая представить на рассмотрение в МПРиЭ разные варианты дорог к месторождению Партомчорр. При этом особо было отмечено, что все они должны проектироваться за пределами границ создаваемого национального парка. 

ЗАО «СЗФК» - дочерняя структура холдинга «Акрон», которой принадлежит лицензия на месторождение, заявила о намерении приступить к строительству рудника уже в этом году и одновременно начать проектно-изыскательские работы для прокладки дороги от строящегося ГОКа «Олений ручей» к месторождению Партомчорр. Это известие и стало поводом к совещанию в МПРиЭ: любой из вариантов планируемой СЗФК дороги неприемлем, так как они пройдут по наименее затронутым антропогенным территориям, и неизбежно приведут к уничтожению популяций редких видов растений, что является уголовным преступлением. Территория национального парка окажется рассеченной на части, рядом с промышленными дорогами ни о каком туризме не может быть и речи, тем более, что месторождение, хоть и не входит в территорию парка, находится в одной из самых посещаемых долин Хибинских гор, на перекрестке большинства туристских маршрутов. 

Несмотря на это, 15 мая комитет по лесному хозяйству Мурманской области заключил договор с компанией «Мурманск ТИСИз» об аренде сроком на один год участка лесного фонда для проектно-изыскательских работ для прокладки дороги от Оленьего ручья к Партомчорру. Эта компания – подрядчик СЗФК – уже отличилась осенью 2010 года: она проводила проектно-изыскательские работы у месторождения Партомчорр, которые были приостановлены в связи с нарушениями природоохранного законодательства после вмешательства прокуратуры и возбуждения уголовного дела. Кстати, хозяйственный мусор, оставленный работниками «Мурманск ТИСИз» на месте этих работ, а также брошенная техника, до сих пор не убраны. 

Эта ситуация встревожила Русское географическое общество, председателем попечительского совета которого также является Владимир Путин, оно направило запрос в Институт проблем промышленной экологии Севера Кольского научного центра РАН и получило ответ от директора института Владимира Маслобоева, где сказано, что территории, по которым компания планирует проложить дорогу, в случае строительства рудника вообще должны стать заповедной зоной для «сохранения редких видов растений и уникальных растительных сообществ на горе Рисчорр и перевале Умбозерский. Необходимо так же, например, пересмотреть режим охранной зоны проектируемого национального парка на северных склонах гор Северный Лявочорр и Валлепахк, так как из-за возросшей в последние годы антропогенной нагрузки может исчезнуть одно из крупнейших в Мурманской области зимних скоплений лосей». 

Кроме того, в письме подчеркивается, что при проведении оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) по проекту «Строительство I очереди подземного рудника на базе месторождения апатит-нефелиновых руд «Партомчорр», в котором участвовал Институт, дороги через национальный парк не рассматривались вообще. Утверждения руководства СЗФК о том, что их дороги могут быть полезны для национального парка и ссылки на ОВОС несостоятельны, так как речь шла «исключительно о вариантах дороги, проходящих за пределами границ предполагаемого национального парка «Хибины» в соответствии с документами территориального и лесного планирования Мурманской области». В схеме территориального планирования и лесном плане нет дорог, которые собирается прокладывать СЗФК. 

При этом, обладая всеми необходимыми инструментами, правительство Мурманской области ничего не предпринимает для защиты Хибин, несмотря на многократные просьбы экологических организаций о резервировании территории национального парка, и о том же в марте ходатайствовал  комитет по экологии Мурманской областной Думы. 

Научный сотрудник института и председатель Совета Кольского центра охраны дикой природы Виктор Петров говорит: «Складывается впечатление, что только общественные и научные организации последовательно отстаивают решение правительства России о создании национального парка, в то время как СЗФК последовательно осуществляет шаги к уничтожению Хибин, только на словах заявляя о поддержке национального парка. Например, совсем недавно представитель компании заявил, что СЗФК собирается возглавить процесс создания национального парка, и даже выделить на это деньги. Непонятно только, кому они собираются платить, поскольку ни один специалист не станет заниматься подобной профанацией: проектировать национальный парк, где наиболее ценные участки уничтожены технологической дорогой. Поэтому мы были вынуждены обратиться в прокуратуру в надежде на то, что органы власти наконец-то воспользуются своими полномочиями, и предотвратят авантюрные проекты, уничтожающие уникальный в мировом масштабе природный объект».