Задал немцам жару

<p><strong>Они пережили кровавую мясорубку в небе, и преодолели ледяной плен на земле. 70 лет на дне одного из Кольских озер провел один из самых известных самолетов всего мира - боевой штурмовик Ил-2</strong></p>

Они пережили кровавую мясорубку в небе, и преодолели ледяной плен на земле. 70 лет на дне одного из Кольских озер провел один из самых известных самолетов всего мира - боевой штурмовик Ил-2. Сегодня эту боевую машину подняли из воды, историю о судьбе самолета и о его экипаже нашим корреспондентам рассказала дочь командира Ил-2. Специальный репортаж Родиона Северьянова.

Сантиметр за сантиметром из воды показывается фюзеляж самолета - и какого - это «Летающая крепость», гроза немцев, штурмовик Ил-2. Несколько лет на так называемые «бумажные» поиски - когда сверяется каждая буква, каждая цифра в архивных документах, затем - работа в поле. Поисковая группа «Икар» сперва искала совсем не там - думали что самолет находится на дне озера Черногубское. Но удача улыбнулась искателям - и документы и приборы указали точное место - озеро Кривое - в паре километров от Малого Сафоново.

Штурмовик Ил-2 совершил свой последний боевой вылет 25 ноября 1943 года. К Мурманску шел лендлизовский конвой от союзников - летчики должны были любыми силами прикрыть моряков. Документы сохранили боевое задание.

Это был второй боевой вылет за день, погода была не летная. Цель - немецкий аэродром в Луостари - оказался подготовлен к атаке советских штурмовиков. Их встретил плотный заградительный огонь - и «Мессершмитты».

Штурмовик - вернее его останки - висят на тросах над озером. Боевой вес машины - 4 тонны, но датчик крана показывает все 8, вода плюс ил могут просто переломить грозную летающую крепость. Через полчаса машину аккуратно переносят на берег - то, что происходило в небе почти 70 лет назад - сразу бросается в глаза.

Пробоины одна на одной - пулеметные, зенитные, и даже просто - пулевые - наш штурмовик немцы знали слишком хорошо и атаковали изо всех орудий, тем более что шли в атаку они  едва ли не на бреющем полете.

Были найдены остатки основного защитного вооружения штурмовика Ил-2 - пулемет БТ - калибр 12.7. Именно из него 25 ноября 43 года стрелок радист Владимир Гуменный сбил вражеский «Мессершмитт».

«Немцы знали, как бороться с летающей крепостью», - говорят историки, была даже инструкция - зайти снизу, в слепую зону, и атаковать с максимально близкого расстояния - чтобы пробить бронекапсулу, прямо в кабину. Пилот абвера сработал как по нотам. Этот бой Валентин Скопинцев - командир Ил-2 - вспоминал всю жизнь - об этом нам рассказала его дочь, Евгения.

20-миллиметровый снаряд пробил обшивку, ранил стрелка-радиста, разорвал проводку и уничтожил механизм шасси. Экипаж штурмовика, уже выполнивший свой приказ, был обречен. Но Валентин Скопинцев все же отбился от атаки и повел машину к базе.

Штурмовые орудия сохранились как новенькие - благо вода в озере пресная, мало того, боекомплект, который командир так и не смог сбросить из-за повреждений - сохранился на борту.

Валентин Скопинцев принял решение садиться на лед - так и не долетев до своего аэродрома. Именно это решение и позволило штурмовику сохраниться до наших дней. Как именно происходила посадка - он не смог описать даже своей дочери. Но своей машине - был благодарен всегда.

То, что было после посадки - мог бы описать разве что Борис Полевой - Валентин Скопинцев - настоящий человек, ни чуть не менее, чем, Маресьев.

Он спас экипаж, он сохранил машину - штурмовик пытались эвакуировать, вот проржавевшие канаты на коке винта - но при посадке разогретый двигатель вмерз в лед. Приборы сняли, но самолет оставили на льду, по весне 43го - он ушел на дно. Экипаж Скопинцева пересел на другую машину и еще не раз отличился в небе.

Отличился и его стрелок - Владимир Гуменной.

Легендарный штурмовик, на котором экипаж Скопинцева пошел в отчаянную атаку, стараясь прикрыть тех, кто шел в Мурманск с помощью, сейчас лежит на песчаном берегу - без хвостового оперения, с десятками пробоин и рваных отверстий - но все еще вооруженный, грозный и так и не побежденный.

Не смотря на ржавчину и пробоины самолет очень хорошо сохранился. В ближайшее время его перевезут в Новосибирск - там за штурмовик возьмутся реставраторы - и вполне возможно, к 70-летию Победы, Ил-2 Валентина Скопинцева снова поднимется в воздух.

Архив новостей

Новости наших партнёров

X