По тундре, по железной дороге

<p><strong>В эти выходные свой профессиональный праздник отметят железнодорожники</strong></p>

В эти выходные свой профессиональный праздник отметят железнодорожники. По этому случаю сегодня в Мурманском управлении Октябрьской железной дороги состоялось торжественное собрание. Лучшие путейцы получили грамоты, благодарности и премии. А в воскресенье железнодорожники во всех крупных городах России, где есть станции, намерены устроить праздник – выпустить в воздух сотни разноцветных шариков.

А наша съемочная группа сегодня вернулась из поездки по самой северной в мире железной дороги, по которой только ходят пассажирские поезда. От Мурманска до Никеля через безлюдные места Кольского Заполярья – репортаж Сергея Юдкова и Александра Саницкого.

Поезд 6651. Его и поездом-то трудно назвать – обычно к локомотиву цепляют два вагона. Сегодня всего один. Отправляется с третьей добавочной платформы мурманского вокзала каждый день без пяти три.

Но как в настоящем поезде, тут есть проводники, в титане бурлит кипяток. Белья правда не выдают, и матрасов нет – да они и не нужны. Пути-то всего от Мурманска до Никеля – восемь часов – подремать можно и с рюкзаком под головой.

Первая остановка на нашем долгом пути, она называется 1441 километр или по-другому, улица Достоевского. Здесь садятся грибники из южных районов Мурманска. Протискиваются с корзинкам и рюкзаками. То ли будет на обратном пути, когда корзины будут полны грибов и ягод.

Вколе наш поезд проезжает прямо через центр города, вот только что проехали администрацию, прокуратуру, библиотеку и дальше - в Мурмаши – а вообще, сейчас здесь у нас развилка – налево уходит дорога на Санкт-Петербург - а мы едем по самой северной в мире железной дороге, по которой ходят пассажирские поезда.

Кроме дороги из Мурманска в Никель в Заполярье, есть еще ветка на Таймыре – из Норильска в Дудинку, есть на полуострове Ямал – «Газпром» недавно построил, узкоколейки на Шпицбергене – но там ходят только товарняки да вагонетки. А вот пассажирские поезда на 71 широте - только у нас.

Пассажиров сегодня прилично – железнодорожники едут до своих станций, путевые обходчики, военные добираются до гарнизонов, но в основном, в эти августовские дни – едут грибники.

Наша проводница всю страну объездила. Но это маршрут у нее особый — во первых, короткий, во вторых - пассажиры особые. Поездки спокойные – народ если и выпьет в дороге – но все же не буянит. Частенько из Мурманска до своих поселков добираются немногочисленные местные жители.

Екатерина Сухачёва – ветеран труда, работает на железной дороге, показывает нам удостоверения - к юбилею вручили знак за Труд и Верность магистрали. Мы проезжаем станцию Пяйве, станция Нял, где она живет - будет через полчаса. Живет там всего четыре человека.

На станции Нял – поезда ждут путейцы, встречают мальчишки - приехали к бабушке на лето – для них приход поезда - событие. Десять минут - и снова в путь, по тундре, по железной дороге.

В поезде народ – кто тихо выпивает-закусывает, кто уже дремлет. Кто первый раз – в окошко красотами любуется. Вот мурманчанка Светлана – в первый раз решила проехаться по этому маршруту. Взяла в дорогу собаку – пусть на свежем воздухе порезвится.

Станция Моккет, почти половина до Никеля. Когда-то тут был неплохой поселок – сейчас тут не живет ни одного человека.

Моккет - это Западная лица. Здесь в 20-30-е годы прошлого века проходила старая граница. На восток от Моккета – Советский Союз, на запад – Финляндия, область Петсамо – финские хутора и медно-никелевые рудники.

Грибника и охотника Гунари Микасадзе мы встретили на станции Моккет. Грузин, четверть века отходил в моря в «Мурманрыбпроме», сейчас на пенсии. Эти тундры - его любимые места в Заполярье.

Поезд дает гудок – и поехали дальше. Природа за окном меняется каждый час. На смену мурманским сопкам приходят болота. Десятки озер, рек и ручьев. Дорога петляет между ними, одинокий вагон увозит нас в безлюдные края, где медведя или росомаху можно встретить чаще, чем человека. Еще час – и деревья мельчают, начинается каменная пустыня и заполярное криволесье.

Луостари. Чем знаменита эта станция? Это гагаринские места, тут проходил службу первый космонавт планеты. А во вторых Луостари - это самая северная в мире железнодорожная станция.

И тут без всяких оговорок – самая северная в мире. Когда-то от Луостари на север тянулась чугунка до порта Лиинахамари – большую ее часть уже разобрали. Ходил один общий вагон в Печенгу - сейчас отменили. А пассажиры вспоминали времена, когда в Москве можно было сесть в поезд и без пересадки добраться до Никеля.

Наши соседи по купе – Наталья и Николай. Они москвичи, ученые – химики – кандидаты наук. Путешествуют по миру. На велосипедах проехали от Тюмени до Мурманска. Сейчас решили на поезде немного сократить дорогу. В Луостари наш вагон стоит 20 минут. Есть время на примусе сварить гречку. А путь они держат в Норвегию и Швецию.

Час до Никеля. Голая каменная пустыня. Рукотворные горы. Редкие деревца. тяжелая техника. Вокзал города Заполярного находится прямо на закрытой территории  горно-металлургического предприятия. Рядом подземный рудник – Северный глубокий, невдалеке - гигантские карьеры, из которых десятки лет добывали медно-никелевую руду. И где-то здесь, в этих местах расположена самая глубокая дырка в земле – Кольская сверхглубокая скважина.

Над Заполярным сияет радуга. А на конечный пункт, в Никель мы прибываем почти в полночь. Серые сумерки, из-за которых почти ничего и не видно. Из пассажиров в вагоне только мы, да наши соседи – путешественники. А на перроне нас встречает целое семейство собак – взрослые псины и совсем щенята. Мы скормим остатки жаренной курочки, проводим велосипедистов Наташу и Николая. И в обратный путь – в Мурманск.

Снова промышленный город Заполярный, военный гарнизон Луостари, морошковые места станции Моккет, и грибные плантации станции Нял, Пяйве, Мурмаши – и вот уже и Кольский залив. Такое вот необычное путешествие по самой северной железной дороге.

Архив новостей

X